Н.В. Бордовская, А.А. Реан

Образовательные системы и развитие личности

Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности — важнейшая цель и задача любой образовательной системы и может рассматриваться в каче­стве ее системообразующего компонента. В современной школьной практике «раз­витие», однако, вовсе не всегда понимается как комплексная задача. Проблемам 1) интеллектуального развития и 2) личностного развития внимание уделяется не в равной мере — первый аспект оказывается важнее. Более того, часто задача «развития» не ставится как таковая, а проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современной школе, которая реализуется на практике и имеет свои психологические корни в индивидуальном и коллективном профессиональном со­знании учительства.

Однако школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь — это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя:

1) развитие интеллекта;

2)развитие эмоциональной сферы;

3)развитие устойчивости к стрессорам;

4)развитие уверенности в себе и приятие себя;

5)развитие позитивного отношения к миру и приятие других;

6)развитие самостоятельности, автономности;

7)развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

В последний пункт входит и мотивация учения как важнейшего элемента мо­тивации саморазвития. В сумме все эти идеи можно назвать позитивной педаго­гикой или гуманистической психологией воспитания и обучения.

(Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000. с. 170-174. Текст дан в сокращении).

Вопросы для самоконтроля

1. Почему в современных условиях возникла необходимость рассмотрения объективных и субъективных аспектов целей образования.

2. Верно ли утверждение, что комплексный подход к учебному
процессу предполагает лишь реализацию всех функций обучения?

3. Верно ли утверждение, что умение, совершенствуясь, превращается в навык.

4. Назовите показатели, свидетельствующие о качестве сформированности умений и навыков.

5. Назовите задачи современного начального образования.

6. Можно ли сказать, что превращение обучающегося в субъекта учебной деятельности, реализует в полной мере субъективный аспект цели образования?

7. Перечислите особенности характеризующие субъекты учебной деятельности и нравственного поведения.

8. В каком случае обучение обеспечит формирования младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения.

Тема 3. Учебный процесс как социально-психологическая и педагогическая категория

Комплексный характер процесса обучения. Социально-психологические и педагогические требования к учебному процес­су. Функции обучения.

Учебный процесс как процесс взаимодействия обучающего и обучаемого. Модели взаимосвязей в обучении. Диалектика перехо­да от педагогического воздействия к педагогическому взаимодей­ствию. Понятие объекта и субъекта в обучении. Факторы, обеспе­чивающие его эффективность. Показатели эффективности учебно­го процесса.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Часть 2. Тема 1

2. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. Раздел 1. Глава 4.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 10, §4. Глава 12, §2, §4, §5.

4. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: в 3-х т. М., 1979. Т. I. Гл. 2. Разд. "Учение — частица духовной жизни", "Дайте ребенку радость умственного труда".

5. Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения.// Педагогика. 2000 №6.Стр. 46-49.

6. Щукина Т.Н.Активизация познавательной деятельности уча­щихся в учебном процессе. М., 1979. С. 64-71.

Дополнительная

1. Петрова В. Н. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить. М., 1999.

2. Сенько Ю.В. Учебный процесс сотворчество педагога и учащегося. Педагогика. 1997. №3

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Общее понятие о процессе обучения. Комплексный подход к
учебному процессу.

2. Функции обучения. Соотношение функций обучения.

3. Взаимосвязь деятельности учителя и учащихся в учебном процессе. Модели взаимосвязей в обучении. Понятие объекта и субъекта в обучении.

4.Психолого-педагогический анализ учебного процесса. Психологическая природа восприятия, осмысливания, запоминания и применения знаний. Учет особенностей этих процессов в деятель­ности учителя начальных классов.

Задания

1. На основе изучения комплексного подхода к учебному про­цессу по книге Г.И.Щукиной "Активизация познавательной дея­тельности учащихся в учебном процессе" докажите, что существует единство социального, психологического и педагогиче­ского в учебном процессе. (Приложение № 4)

2. Составьте схему процесса овладения знаниями, умениями и навыками.

3. Подготовьтесь к анализу протокола урока по природоведе­нию (Приложение № 5 ) по следующим направлениям:

- Что стало предметом восприятия на уроке? Как в каждом конкретном случае оно было организовано?

—Что сделал учитель для того, чтобы успешно протекал про­цесс осмысливания учебного материала? Приведите конкретные примеры.

—Какой вид (виды) запоминания имел место на уроке? Что делал учитель для того, чтобы учащиеся запомнили учебный мате­риал?

—Какие виды применения знаний имели место на уроке? В каких формах осуществлялось применение знаний учащимися?

—Формирование каких видов знаний, умений и навыков осуществлялось на уроке?

— Как вы оцениваете (укажите достижения и недостатки) организацию деятельности учащихся, направленную на восприятие, осмысливание, запоминание и применение знаний?

4. Составьте план работы учителя по формированию у младших школьников умения запоминать.

5. Подготовьте реферативное выступление на основе дополнительной литературы об особенностях взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе. (Реферативное выступление готовится по желанию студентов)

Приложение № 4

Г.И. Щукина

Наши рекомендации