Педагог не должен останавливаться в своем развитии
Что это значит?
Для начала выдержка из материала, опубликованного в Вестнике №11 за 2002 г. – «Орф-Шульверк курсы в России» (автор – Хольгер Мауте, пер. с немецкого В. Жилина). Многим памятны семинары Хольгера в России – в июне 2001 (Челябинск, Тюмень, Екатеринбург), в августе 2002 (с. Варна Челябинской области). Причём он – обаятельный, изобретательный, лёгкий – запомнился и полюбился участникам как Орф-учитель, что называется, от Бога...
Хольгер Мауте:
«...В конце моего курса в Тюмени ежедневно работали и русские преподаватели. Таким образом, у меня была возможность посетить некоторые занятия. В основном господствовала дружеская атмосфера энтузиазма. На занятиях танцевали, пели и музицировали. Часто я встречал материал Михеля Видмера или Кристианы Виблиц, которые несколько лет назад преподавали на Урале. Но методическая выстроенность и тонкости были, однако, утеряны. Я думаю, что люди выуживают из курсов то, что им особенно нравится, затем без осмысления того, что они делают, называют Орф-педагогикой.
...Во время бесед с участницами курсов я узнал, что они должны давать с детьми девять концертов в год (к каждому празднику). Ещё мне показалось, что строгое планирование учебного года и контроль сильно ограничивает возможности гибкой работы с детьми. Кроме того, многие из них должны работать до 40 часов в неделю, что, конечно, не оставляет достаточно времени на подготовку. Поэтому участники опираются в основном на материал (песни, танцы, игры), который они могут сразу же применить на своих уроках. Тем не менее, они все радовались импровизации и теоретическим сведениям, посвящённым возможностям развития материала, как их собственного, так и адаптации моих идей к собственным потребностям.
В заключение я хотел бы ещё раз упомянуть, с какой отдачей, заинтересованностью, оптимизмом и доброй волей занимались люди, с которыми я познакомился. При всех повседневных проблемах, которые они встречают (бюрократические препоны на каждом шагу и хроническое безденежье), они остаются постоянно весёлыми, и я ни разу не встречал там уныния. Я очень рад тому, что мне не приходится жить и работать при подобных условиях, и полон глубокого уважения к тому, чего достигают там люди.»
Как бы Вы прокомментировали впечатления европейца, увидевшего свежим взглядом то, к чему мы привыкли и чему не удивляемся? Справедливо ли мнение, что Орф-педагогика на российской почве приживается именно в некоем урезанном варианте? Что значит, по-Вашему – быть Орф-учителем вообще и Орф-учителем в России в частности? Можете ли Вы перечислить человеческие и профессиональные качества педагога, наличие которых позволяет назвать его именно так – Орф-учитель? Каким образом, какими чертами своей личности педагог может способствовать выполнению основной цели Шульверка - чтобы ребенок привыкал делать сам, и это исходило бы из его желания? Что в нашей действительности помогает (и что мешает) воспитывать, взращивать в себе эти качества?
ОТВЕТЫ
Тема сложная. Ищу ответ на этот вопрос и не нахожу…
Александр Килин (Новосибирск)
… Наверное, не готов. Но вопрос очень важный, и приходится часто задумываться на эту тему.
Последние два абзаца текста Хольгера - понятны и вызывают искреннее сочувствие. Но все же, не умаляя заслуг педагогов, которые в ежедневной напряженной работе стремятся открыть детям мир музыки через радость и творчество, стоит признать и справедливость слов о том, «что люди выуживают из курсов то, что им особенно нравится», теряя при этом «методическую выстроенность и тонкость», а затем называют Орф-педагогикой. Последний момент таит в себе огромную опасность для развития Орф-педагогики в России. Во многом по этой причине встречается ложное представление о концепции К.Орфа как о чем-то «примитивном» и «не серьезном».
То, что люди берут с семинаров песни, танцы и тот музыкально-игровой материал, который им нравятся, - хорошо и естественно по своей сути. И странно было ожидать иного. Люди делают свой выбор. Разве это плохо?
Даже то, что, ввиду некоторых причин, теряется методическая выстроенность, понятно: кто-то ее не замечает, кто-то не успевает или просто не умеет ее фиксировать в своих конспектах. Но, в большинстве случаев, многие из нас просто не имеют возможности воплотить ее в своей работе. Ведь урок сольфеджио в музыкальной школе или фортепиано, или хоровая репетиция - совершенно не то же самое, что и так называемый Орф-урок. Следовать «методической выстроенности и тонкости» – той, которую мы наблюдаем на семинарах – в нашей ситуации было бы абсурдно. Это разные по своим задачам системы.
И еще одно замечание. Многие в России не имеют четкого и ясного представления, что такое система музыкального воспитания К.Орфа. Часто встречаешь педагогов, которые по сути своей педагогической деятельности совершенно взаимоисключают друг друга, но они позиционируют себя как Орф-педагоги. А спросите у них, почему они считают себя таковыми, и получите ответ, что главное для них в работе – это радость, стремление увидеть в каждом ребенке свою особенность и сформировать самостоятельную личность, помочь раскрыться его внутреннему миру. Другими словами – это гуманистический подход в обучении.
Да – это есть в системе музыкального воспитания К.Орфа. Но это, я считаю, не основной критерий, по которому мы можем определять, «Орф» это или нет. Потому что в противном случае нам придется отнести к «Орфу» все известные системы воспитания с гуманистическим подходом (М.Монтессори, Вальдорфская школа и многие другие) и – что самое интересное! – отечественную систему музыкального воспитания.
Повторюсь: гуманистическая направленность в Орф-системе – важная, но не единственная составляющая. Есть много других моментов, которые делают эту систему особенной и непохожей на другие. И именно они часто не получают должного внимания или попросту остаются не замеченными.
И здесь слова Хольгера кажутся мне справедливыми. Но хочется надеяться, что ситуация изменится.
Педагог не должен останавливаться в своем развитии
Светлана Мирошниченко
(Красноярский край, г. Зеленогорск)
Орф-учитель – что это значит?
Для меня это, прежде всего, высокий профессионализм, заинтересованность своим делом, причём не только на занятиях, всегда. Это хорошее знание возрастной психологии, большой интерес к культурным событиям, происходящим не только в твоей родной стране. Это стремление постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом.
Плюс ко всему, желательно наличие следующих человеческих качеств: открытость, жизнерадостность, умение раскрепостить ученика, создать атмосферу тепла, которая позволит всем раскрыться творчески, вызовет желание действовать, получая радость от этого. Необходимо постоянно работать над собой, культивируя в характере эти качества, следить за речью, интонацией, чтобы неосторожным выражением, взглядом не спугнуть первые, робкие творческие проявления ученика. Надо учиться выдержке и терпимости. Выдержанный, спокойный педагог всегда добьётся большего, нежели импульсивный, взрывной. До сих пор помню свои детские переживания на занятиях балетом: при огромном желании танцевать сжималась и переживала, ожидая грубого, нетерпеливого окрика. О каком творчестве могла идти речь!
Перечислила очень много качеств. Но таково моё мнение. Считаю также профессию педагога необычайно ответственной и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своём развитии (как в профессиональном, так и в личностном).
Участие в семинарах позволяет раскрыть и понять всё то, что заключено в понятии «Орф-учитель». Это и особая атмосфера занятий, и своеобразный утончённый подход в овладении материалом, и возможность побыть в роли ученика и самому почувствовать удовольствие от творческого самовыражения.
Ещё думаю, что разговоры о том, что при нашей системе образования (особенно дошкольного) сложно внедрять Орф-педагогику, безосновательны. Почти 30 лет отработала музыкальным руководителем детского сада. Всегда старалась находить какие-то компромиссы, чтобы заниматься с детьми элементарным музицированием. Так, чтобы освободить время для Орф-уроков, работала с разрывными днями. С утра отводила занятия, а после сна, когда дети менее заняты, брала их в музыкальный зал. Мы шли просто поиграть. Дети с удовольствием бежали ко мне (отдохнувшие – и именно «поиграть»). Администрацию старалась не пугать непонятным для неё названием «Орф-урок», а называла это или занятием оркестра, или индивидуальными занятиями.
Здесь я полностью согласна с Ириной Галянт[1]: нужно готовить методистов постепенно и продуманно, не обрушивая на них непонятную терминологию и не заявляя, что теперь ты работаешь совершенно по-новому. Результаты твоей работы скажут за себя. Постоянно действующий и выступающий на всех мероприятиях детский оркестр, открытые и довольные мордашки моих детей на утренниках, а главное – на занятиях, свободные и раскованные их движения в танцах были отмечены как методистами, так и родителями. Последние особенно счастливы были тем, что их дети, все без исключения, оказались способными и артистичными. Безусловно, мои утренники стали сильно отличаться от приглаженных, отрепетированных праздников, которых ожидала от нас администрация. Они стали скорее похожи на весёлые, озорные праздники-безобразники. Но жизнерадостность и открытость детей захватывали всех! Мы приглашали в хоровод и родителей, и строгих тёть-проверяющих. На педсоветах я старалась доходчиво раскрывать все положительные стороны Орф-педагогики. Спасибо огромное замечательным моим воспитателям, которые на занятиях у меня были незаменимыми помощниками и увлечёнными участниками! Они всегда при обсуждении праздников и занятий были на моей стороне. Думаю, что в современном детском саду есть место Орф-педагогике. Главное, чтобы занимался ею настоящий, увлечённый своим делом педагог!
- Следующую небольшую заметку в "Вестник" написала заведующая ДОУ, где много лет занималась по системе К. Орфа музыкальный руководитель Людмила Уздимаева. Вот пример того, как можно тактично и грамотно показать администрации все плюсы этой замечательной педагогики! Сейчас на базе этого детского сада мы ежемесячно проводим Орф-клуб. У заведующей всегда находим поддержку и понимание. Она проявляет интерес и к работе клуба, и к нашим семинарам. (С. Мирошниченко)
Понимание пришло не сразу…
Т.В. Семакина, заведующая МДОУ д/с №28
(Красноярский край, г.Зеленогорск)
На начальных этапах «увлечение» музыкальных руководителей «Орфом» я, заведующая, воспринимала как что-то не совсем серьёзное. Не было понимания полезности того, чем занимаются педагоги.
Через некоторое время увлечённость педагогов, их искренний профессиональный интерес, следование принципам учёта естественного развития ребёнка привлекли меня. Я видела, что и дети, и педагоги получают удовольствие от того, чем они занимаются. Исподволь, постепенно я становилась их единомышленником. Пришло понимание того, что результат не сиюминутен. То, что получил ребёнок на Орф-занятии - это багаж практической жизни, фактор нравственного и социального развития. Поняла, что принципы Орф-педагогики не противоречат ни одной из программ, так как они ориентированы на гармоничное развитие ребёнка. Появилось осмысление того, что такое Орф-педагогика.
Более всего мне, как педагогу, импонирует реализация личностно-ориентированной модели обучения, умение выявлять сильные и слабые стороны ребёнка, возможность черпать средства воспитания в самой природе и индивидуальности ребёнка.
Использование современных технологий организации музыкального творчества способствовали личностной и профессиональной самореализации музыкальных руководителей, развитию творческого потенциала в работе с детьми.
Формирование веры в свои силы, позитивного самовосприятия, становление ребёнка как личности – это результат, которого ждали воспитатели, коллеги, родители.
С целью помочь осмыслить и понять принципы Орф-педагогики, получить практические навыки, на базе нашего дошкольного учереждения в течение ряда лет проводились Орф-семинары. Их участники – это музыкальные руководители ДОУ, педагоги ДМШ, педагоги-психологи, учителя-логопеды.