Общие принципы работы вальдорфского детского сада 9 страница
Результаты данной работы могут свидетельствовать о том, что нравственное развитие детей во многом определяется не только общественными установками и влиянием семьи, не только врождёнными задатками, но прежде всего условиями жизни и воспитания ребёнка.
118
Приложение 2.
Ритм дня в вальдорфском д/с
Планирование работы
«классического» детского сада
в Германии
Планирование ежедневной работы в детском саду должно быть всецело ориентировано на время года и формирующийся внутренний телесно-душевный ритм ребенка:
7.00 | — приход воспитательницы в группу. |
7.30—9.15 | — свободная игра; приготовление завтрака; в оставшееся время: виды деятельности, отражающие время года или праздника года. |
9.15—9.45 | — уборка, умывание. |
9.45—10.00 | — ритмические игры (райген). |
10.00—11.20 | — завтрак, затем смена обуви, переодевание. |
10.30—11.30 | — спокойная игра в саду, песочнице, с мячом, скакалкой и т. д. Уход за грядками, косьба травы, уборка земли граблями и т. д.; в холодную погоду прогулка по парку, даже если моросит небольшой дождь. |
11.30—11.45 | — смена обуви, мытье рук, пеленание кукольных детей и т. п., постепенно все собираются вместе для слушания сказки. |
11.45—12.00 | — завершение дня, сказка — в течение одной недели одна и та же. |
119
Примерный ритм дня
одного российского детского сада
ГРУППЫ ПОЛНОГО ДНЯ
8.00—9.00 | — прием детей (свободная игра) |
9.00—9.10 | — уборка группы, мытье рук |
9.10—9.15 | — утреннее приветствие |
9.15—9.30 | — завтрак |
9.30—10.30 | — свободная игра |
10.30—10.40 | — уборка группы |
10.40—10.45 | — мытье рук |
10.45—10.55 | — пальчиковые игры; фрукты, чай |
10.55—11.10 | — райген |
11.10—11.20 | — одевание на прогулку |
11.20—12.10 | — прогулка |
12.10—12.20 | — приход с прогулки, раздевание |
12.20—12.30 | — сказка |
12.30—12.50 | — обед |
12.50—13.00 | — туалет, подготовка ко сну |
13.00—15.00 | — дневной сон |
15.00—15.20 | — туалет, одевание, уборка постели |
15.20—15.50 | — полдник |
15.50—17.00 | — игры по интересам (подвижные игры, лепка, рисование мелками, детские настольные спектакли) |
17.00—17.30 | — сборка и одевание на прогулку |
17.30—18.00 | — прогулка, уход домой. |
ГРУППА, РАБОТАЮЩАЯ ПОЛОВИНУ ДНЯ
9.30 | — встреча детей, подготовка бутербродов и рабочего стола |
9.50—10.00 | — утреннее приветствие, мытье рук |
10.00—10.15 | — завтрак |
10.15—11.30 | — свободная игра, рабочий стол |
11.30—11.45 | — уборка группы |
120
11.45—12.00 | — музыкально-ритмическая игра |
12.00—12.40 | — мытье рук, обед |
12.40—13.00 | — уход домой |
РИТМ ДНЯ ВАЛЬДОРФСКОЙ ГРУППЫ «СВЕТЛЯЧОК»
ПРИ Я/С № 132 г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
8.00—9.30 | — прием детей (уход за цветами, протирание пыли, индивидуальная работа, накрывание на стол) |
9.30—9.45 | — хоровод (музыкально-ритмическая игра) |
9.45—10.00 | — завтрак |
10.00—11.30 | — свободная игра (хоз. труд, занятия по ритму недели года) |
11.30—12.00 | — уборка игрушек, подметание пола, накрывание на стол |
12.00—12.15 | — пальчиковые игры и игры-ожидания |
12.15—12.30 | — сказка |
12.30—13.00 | — обед |
13.00—14.00 | — прогулка |
14.00—15.30 | — сон |
15.30—15.50 | — полдник |
15.50—17.00 | — свободная игра (индивидуальная работа) |
17.00—18.00 | — прогулка, уход домой |
ЗАНЯТИЯ ИСКУССТВАМИ И ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО
ОТДЕЛЬНОГО ДНЯ НЕДЕЛИ
(НЕДЕЛЬНЫЙ РИТМ)
Вторник | — живопись жидкими красками во время свободной игры; |
Среда | — эвритмия вместо ритмической игры; |
Четверг | — лепка восковым пластилином перед завершением дня; |
Суббота | — генеральная уборка перед выходными: вытирать пыль и доводить до блеска игровые полки, столы и скамейки; сортировать товар в магазине. |
121
РИТМ НЕДЕЛИ ГРУППЫ «СВЕТЛЯЧОК».
Понедельник | — хоз. труд, занятия по эпохе, большая прогулка |
Вторник | — лепка воском (пластицирование), занятие по эпохе, генеральная уборка |
Среда | — занятие по эпохе, экскурсия в Озерки (парк), эвритмия |
Четверг | — живопись акварельными красками |
Пятница | — выпечка, занятие по эпохе, работа с текстами, праздники |
Суббота | — родительский круг 1 раз в месяц |
Воскресенье | — родительский семинар 1 раз в месяц |
СЕТКА ЗАНЯТИЙ
День недели | Вид занятий | Время |
Понедельник | 1. Комплексное занятие | 15—20 |
2. хоз. труд | ||
3. работа по эпохе по подгруппам | 30—45 | |
4. ознакомление с художественной литературой (сказки или спектакли) | 10—15 | |
Вторник | 1. Комплексное занятие | 15—20 |
2. лепка воском | 20—30 | |
3. работа по эпохе | 30—40 | |
4. ознакомление с художественной литературой | 10—15 | |
Среда | 1. Эвритмия или компл. занятие | |
2. работа по эпохе | 30—40 | |
3. работа с 6-летними детьми | ||
4. экскурсия в Озерки | ||
Четверг | 1. Комплекское занятие | 15—20 |
2. живопись | ||
3. ознакомление с художественной литературой | 10—15 | |
Пятница | 1. Комплексное занятие | 15—20 |
2. выпечка | ||
3. работа по эпохе | 30—40 | |
4. ознакомление с художественной литературой | 10—15 |
122
ПЛАН ЗАВТРАКОВ
Понедельник | — Испеченные своими руками медовые лепешки с маслом, чаем из лекарственных трав, фруктами и морковкой (в соответствии с временем года). |
Вторник | — Пшенная каша, чай, фрукты. |
Среда | — Пшеничная каша с отрубями (наподобие нашей манной), чай, фрукты или морковь. |
Четверг | — Мюсли из фруктов, овсяных хлопьев, размельченных орехов, изюма, меда и молока. |
Пятница | — Вареные пшеничные зерна с медом, молоком, фруктами или морковью. |
Суббота | — Булочка из полноценного зерна с отрубями, чай, фрукты. |
КАЛЕНДАРЬ РАБОТЫ С ПРИРОДОЙ
(Разработка Ирмгард Кутч)
Апрель: сеем, проращиваем, ухаживаем за растениями и наблюдаем.
Май: закладываем сад и создаем жизненное пространство.
Июнь: экспериментируем с растительными красками, сами готовим молочные продукты и собираем лекарственные травы.
Июль: живем в согласии с четырьмя стихиями — водой, землей, воздухом и огнем.
Август: от зерна к хлебу.
Сентябрь: перерабатываем урожай.
Октябрь: плетем корзины.
Ноябрь: работаем с воском.
Декабрь: рождественские ясли из природных материалов.
Январь: шерстяная мастерская.
Ритм года
Виды деятельности, связанные с временами года или подготовкой праздников (гр. «Светлячок»)
123
РИТМ ГОДА В ПРАЗДНИКАХ
Сентябрь | Св. Архангел Михаил |
Октябрь | Урожай (Осенины) |
Ноябрь | Фонарики, Рождественский садик |
Декабрь | Никола, Рождество |
Январь | Коляда, Святки |
Февраль | Папин День, Масленица |
Март | Мамин День, Закликание птиц |
Апрель | Пасха |
Май | Завивание березки, Праздник окончания года, День города. |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
(рассказывание или показ спектакля)
СЕНТЯБРЬ: | |
1. «Кот, лиса да петух» | |
2. «Колосок» | |
3. «Пых» — спектакль | |
4. «Чудесное яблоко» | |
ОКТЯБРЬ: | |
1. «Св. Арх. Михаил и дракон» | |
2. «Никита-Кожемяка» | |
3. «Принцесса в огненном замке» — спектакль | |
4. «Золотые звезды», «Рябиновое ожерелье» | |
НОЯБРЬ: | |
1. «Звездные талеры» | |
2. «Маленькие человечки» | |
3. «Праздник фонариков в лесу» | |
4. «Девочка и гномы» — спектакль | |
ДЕКАБРЬ: | |
1. Истории о св. Николае | |
2. Истории про Марию, Иосифа и их маленького ослика |
124
ЯНВАРЬ: | |
1. Истории о волхвах | |
2. «Рукавичка» | |
3. «Лисичка со скалочкой» — спектакль | |
ФЕВРАЛЬ: | |
1. «Заяц-хваста» | |
2. «Морозко» — спектакль | |
3. «Лисичка и волк» | |
4. «Два Мороза» | |
МАРТ: | |
1. «Заюшкина избушка» — спектакль | |
2. «Айога» | |
3. «Снегурочка и лиса» | |
4. «У солнышка в гостях» | |
АПРЕЛЬ: | |
1. «Курочка-ряба» — спектакль | |
2. «Белая лебедушка» | |
3. «Хаврошечка» | |
4. «Петушок и бобовое зернышко» | |
МАЙ: | |
1. «Красная шапочка» | |
2. «Волк и семеро козлят» | |
3. «Гуси-лебеди» | |
4. «Снегурочка» — спектакль |
125
Приложение 3.
Примеры райгенов и пальчиковых
игр, собранных или разработанных
российскими воспитателями
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«УРОЖАЙ СОБИРАЙ, ДА НА ЗИМУ ЗАПАСАЙ»
ОКТЯБРЬ
1 часть
Приветствие. Адаптационные игры. | |
1. Всем, всем, всем добрый вечер Мы говорим сейчас И Даша здесь, и… | |
2. «Паучок» Паучок шел по стене, | |
Нес мешочек на спине, | по телу |
Всем девчонкам по лапчонкам, Всем мальчишкам по лаптишкам (2р.) | убыстряя |
— А теперь паучок по ручке поползет (2р.) | |
3. Эй, ладошки выходите! Угощенья получите. В эту ладошку семечку крошку, В эту ладошку изюма немножко. | |
4. Выбежали ладошки. Похлопали немножко. Громко похлопали. Тихо похлопали. Легли на бочок и молчок. |
126
2 часть
5. Глазки, мои глазки, что вы видали? Ушки, мои ушки, что вы слыхали? Ручки, мои ручки, что вы хватали? Ножки, мои ножки, где вы бывали? Глазки смотрят. Ушки слушают. Ручки хлопают. Ножки топают. Вот Я! | |
6. Мы сегодня рано встали Мы корзинки в руки брали. Угадайте, где бывали? | |
7. Поспели золотистые Душистые плоды. Я выбираю яблочко, Что выбираешь ты. Раскинул кисти чистые Янтарный виноград. И тянет ветви к солнышку Росой омытый сад. | |
8. Возьмем свои корзиночки, Пойдем в осенний сад! На ветках, как фонарики, Яблочки висят. А веточки высоко-высоко, А яблочки далеко-далеко. | |
Туда-сюда, туда-сюда, Яблочки на землю Тра-та-та-та-та | Последние 3 строчки по 2 раза |
9. Кто там, в травушке шуршит? Кто по саду там бежит? — Еж, еж, где живешь? — Еж, еж, что несешь? Я живу в густом лесу, В норку яблочко несу. Буду яблочки делить, Малых детушек кормить. Дольку — Дине, дольку — Диме, Дольку — Дане, дольку — Тане. А долечку — себе. |
127
10. Мы свои корзиночки возьмем, Яблочки соберем и с мамой пойдем. | |
11. «Солнышко красное» (Л. Ершова) | |
По небу ходило солнышко красное, Все лето светило. | Не спеша, идем по кругу и поем |
А осень настала — солнышко устало, Светить перестало. | Останавливаемся |
Спряталось от нас! Где оно сейчас? Отдыхает от забот, Пока дождик льет и льет. | Приседаем на корточки и накрываемся |
12. Капля — раз, капля — два, Капля медленно сперва. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап, кап, кап... Гром... Лужа... Зонтик поскорей раскроем — От дождя укроем. | |
13. Очень мокро под дождем, Побежим скорее в дом. Прибежали мы в дом, Хорошо, тепло нам в нем. | |
14. Вот и дом, домой придем, Всех детишек подождем. Очень резвых успокоим, Ручки мы сейчас помоем. Вот и девочки идут, Мальчики пока что тут. Вот идут и мальчики, Помоем свои пальчики. | |
15. Если успеваем и не устаем, то можно добавить: Мы сегодня рано встали, Мы одежду теплую надевали, Угадайте, где бывали? | |
Мы пришли в осенний лес, Полный сказочных чудес. Сколько листьев расписных, Красных, желтых, золотых! | |
Листик для Маши, Листик для... |
128
Листиком помашем. Красный, желтый, золотой — Вьется листик надо мной (2р.) | |
Вот листочки высоко, Вот листочки низко, Вот листочки далеко, Вот листочки близко. | Последние 4 строчки 2 р. |
С листочком попляшем, (2р.) А потом, а потом — Спрячем листик! Где же он? — Вот он, наш листочек! За окном ветерок веселится, То подпрыгнет, а то притаится. И листочки бегут по дорожке Словно шустрые мышки от кошки. Полетели, полетели... Все листочки полетели (2р.) И на землю сели. Полетели, полетели Все листочки полетели (2р.) На ладошку ко мне сели! | |
Прощание: До свидания! (2р.) Приходите к нам опять. До свидания! (2р.) Будем вместе мы играть! | |
15. Мы сегодня рано встали, Мы лопаты в руки брали. Угадайте, где бывали? | |
Как у дедушки да внука В огороде стоит бука: С такими руками, С такими ногами, С такими глазами, С такими ушами, С такими волосами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой. Бука — бука, подскажи — Что можно собирать И на стол подавать? Морковку, капустку, свеколку, картошку. | |
Мы морковку собирали, приговаривали Ой-ли, по-лю-ли, приговаривали. Кому надобна морковка — Приходите покупать, Приходите покупать, Буду сходно отдавать. Недорого продаю, за улыбку отдаю! |
129
ПТИЧКА
Вот стоит какое Дерево большое, А в гнезде среди ветвей Птица прячет малышей. В домике у птички — Пестрые яички. | |||
Происходят чудеса, Запищали голоса: «Чив-чив-чив, Клю-клю-клю, Мама, я тебя люблю!». Вырастают птенцы, Покидают гнездо | И веселые песни Поют на заре Но один слишком мал, Полетел — и упал, Мы его подобрали В зеленой траве. | ||
Отдохнул? Теперь лети, Доброго тебе пути! | |||
130
ЗЕМЛЯ-МАТУШКА
Райген
Дети делятся на цветочки, бабочек, пчелок, двух улиток, солнышко. Для них заранее делаются простые костюмы. В начале игры все «цветочки» и «насекомые» «спят». Воспитатель и «солнышко» ходят вокруг них и поют:
Наши первые цветочки Распускают лепесточки. Головой качают, Солнышко встречают. | ||
Затем вновь поется песня «Земля-матушка моя...» | ||
Опять песня «Ля-ля-ля», потом «Земля-матушка...» и снова «Ля-ля-ля» |
131
Улитка-улитка, Выпусти рога, Дам кусок пирога, Каши горшок, Толоконца мешок. | ||
(Улитки не просыпаются) | ||
Улитка-улитка, Выпусти рога. Весна уже пришла. | ||
Улитки спрашивают: | ||
— Весна пришла? — Да, да, пришла! | ||
Очень медленно ползет Сонная улитка. | ||
Поем песню «Ля-ля-ля» (очень медленно). | ||
Если б я улиткой стал, Я бы быстро побежал. | ||
132
Пчелки-пчелки, Жальца-иголки, Поверху летают, К цветам припадают, Медок собирают. Кап-кап-кап — кто там? Кап-кап-кап — что там? Это я — дождик! Кап-кап-кап — дождик! Дождик весенний Цветок намочил, Свои лепесточки Цветочек закрыл. | ||
Дождик, дождик припустил, Всю он землю намочил. Дождик, дождик, не стучи, Ты цветочки не мочи. Землю, солнышко, согрей, Выходи-ка из-за тучи поскорей. Вышло солнышко опять, Будут все весенний Танец танцевать. | ||
133
Стихи
ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК — СТАЙКА
Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек — стайка. | хлопки |
Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей. Эта птичка совушка, Сонная головушка. Эта птичка свиристель, Эта птичка — коростель, Эта птичка — скворушка, Серенькое перышко. Эта — зяблик. Эта — стриж. Эта — развеселый чиж. Ну, а эта — злой орлан. | поочередное поглаживание всех десяти пальцев |
Птички, птички по домам! | руки спрятать за спину. |
У БАБЫ ФРОСИ
У бабы Фроси | выставить вперед левую руку |
Пяток внучат. | растопырить пальцы правой руки |
Все каши просят. Все криком кричат. | поднести руки рупором ко рту |
Акулька в люльке, Аленка в пеленке, Аринка на перинке, Степан на печке, Иван на крылечке. | по очереди сгибать пальцы правой руки, начиная с мизинца. |
Баба тесто месила, | «месить тесто» |
Кашу варила, | «помешивать кашу» |
Молоко топила, | «ставить корчагу в печь» |
Внучат кормила. | «раздавать миски» |
Как каши наелись, Молока напились, Бабе поклонились, | пальцы правой руки сгибаются, «кланяясь» левой. |
Угомонились. | руки положить на стол. |
134
УТРЕЧКО
Утро настало, Солнышко встало. | Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя «солнышко с лучиками» |
— Эй, братец Федя, Разбуди соседей! | кулак правой руки сжат и лежит на ладони левой. |
— Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Середка! Вставай, Сиротка! И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка! Все потянулись И проснулись. | Большой палец совершает круговые движения. Большой и указательный палец правой руки щелкают по пальцам левой руки, начиная с большого |
МАЛАНЬЯ
У Маланьи у старушки | Хлопки в ладоши |
Жили в маленькой избушке | руки сложить «избушкой» |
Семь сыновей, | показать семь пальцев |
Все без бровей, | очертить брови пальцами |
Вот с такими ушами, | растопыренные ладони поднести к ушам |
Вот с такими носами, | показать длинный нос |
Вот с такими усами, | очертить длинные усы |
Вот с такой головой, | очертить большой круг вокруг головы |
Вот с такой бородой! | показать большую бороду |
Они не пили, ни ели, | закрыть рот руками |
На Маланью все глядели, | держа руки у глаз хлопать пальцами как ресницами |
И все делали вот так... | показать загаданное действие |
135
СОРОКОНОЖКА
Две сороконожки Бежали по дорожке. Все бежали и бежали, Все друг дружку догоняли. Как друг дружечку догнали. Так друг дружечку обняли. Так друг дружечку обняли, | руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, затем по плечу другой руки и сцепляются в крепкий замок на затылке. |
Что едва мы их разняли! | разнять руки. |
«ЛЕТЕЛ КУРНЫШ ПО БОЛОТУ»
(игра с головкой ребенка)
Летел курныш по болоту. Искал себе кочик. Нашел. (Руки опускаем на голову. Потом пробуем «пошатать головку). Пошатал — кочик шатается. (Делаем вид, что подпираем головку со всех сторон). С этой стороны припер, С другой — Со всех сторон припер. Пошатал — о, вот теперь крепко стоит, Не шатается! (Теперь кладем руки на головушку, делая вид, что птица села на гнездо): Сел и стал парить. Парил да парил — яичко выпарил. (двигая по голове: гладит двумя руками) (Тут делаешь вид, что на головку упало кругленькое яичко: ладошкой легонько так: «тюк!») Парил да парил — другое выпарил. (Еще яичко!) Парил да парил — третье выпарил. (Еще!) Вот он и стал яички высиживать: Парил да парил — цыпленочек полетел! (Тут волосики в одном месте легонько щепоткой, возьмешь и отпустишь: полетел цыпленок!) Парил да парил — другой полетел! (В другом месте берешь волосики) Парил да парил — третий полетел! Вся-а матуха полетела!!! (все волосы вверх) |
136
«ДОМИК»
Играем в кругу с детьми.
Обращаемся к старшим детям.
Младшие — прячутся под платком.
Показываем на старшего ребенка, он закрывает глаза (прячет лицо в ладони, лежащие на коленях, — чтобы не подглядывал).
Молча подзываем маленького ребенка и полностью укрываем его платком.
Старшему:
Смотри внимательно кругом,
Отгадай, чей это дом?
Если ребенок не отгадал — постепенно приоткрываем платок.
Если неправильно отгадал:
Я думаю, что это кто-то другой.
Делаем медленно, важно следить, чтобы дети не смеялись над ребенком!
Вариант:
(песенка)
Раз, два, три, не зевай, В (синий) домик, полезай, «Имя» приходи, На ребяток посмотри, Посмотри, кого не стало? Кто сидит у нас в дому? В этом маленьком домишке Спряталась малышка. Ну-ка «Имя» отгадай, Кто здесь спрятался, узнай. |
«ЖУЧОК»
С помощью этой игры можно раздать что-нибудь детям (орешки, конфеты).
Маленький предмет прячем в руке за спиной.