Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема
Контрольная работа
По дисциплине
«психолого-педагогическая диагностика»
На тему:
«Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста»
Выполнил студент: Вандышева Н.В.
Группа: 212С ПСДО
Преподаватель: Аболина Н.С.
Екатеринбург, 2015
Содержание:
Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретическое изучение проблемы диагностики уровня воспитанности дошкольников.
1.1. Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема…………………………………………5
1.2. Возрастные особенности и характеристика воспитанников дошкольников……………………………………………………..9
1.3. Характеристика методов диагностики воспитанности дошкольников…………………………………………………….17
2. Практическая работа по диагностике уровня воспитанности дошкольника
2.1. Методики диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста…………………………………………………………..23
2.2. Определение уровня воспитанности дошкольников на практике…………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………32
Список используемых источников………………………………….34
Введение
Проблема диагностики воспитанности всегда была одной из самых актуальных. В последнее время она приобрела ещё большую остроту. В настоящее время в нашем обществе царит бездуховность, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. В связи с такими положением особо актуальным является не только развитие и воспитание у детей с раннего детства гуманного отношения к «другому», но одновременно и выявление их уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребёнка. Следовательно, поднимается вопрос диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста. Прежде всего, суть понятия «воспитанности». Под воспитанностью традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения в обществе и умение применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поскольку всё, что касается поведения человека в социуме, его отношений к людям, характеризует нравственный мир личности, то, когда говорят о воспитанности, подразумевают именно нравственную воспитанность.
Проблема диагностики заявлена достаточно давно и решается как в психологических, так и педагогических исследованиях.
Однако анализ литературы свидетельствует, что применительно к детям дошкольного возраста педагогическая диагностика практически не разработана.
В исследованиях наиболее полно освещена психологическая диагностика детей дошкольного возраста (Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Я. Л. Коломинский, Е. В. Субботский).
Практика показывает, что педагоги испытывают затруднения при определении уровня воспитанности детей дошкольного возраста из-за недостаточной разработки конкретных критериев и диагностических методик, способствующих выявлению уровня нравственной воспитанности.
Таким образом, актуально и важная проблема недостаточно теоретически и методически разработана.
Объектом моего исследования является диагностика уровня воспитанности дошкольников.
Предметом исследования являются методы диагностики воспитанности дошкольников.
Цель исследования заключается в рассмотрении и раскрытии основных методов диагностики воспитанности дошкольников, и применении их на практике.
Гипотеза исследования: учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, можно сделать предположение, что для диагностики уровня воспитанности дошкольников будут эффективны следующие методы:
1. Наблюдение за ребёнком;
2. Беседа с ребёнком;
3. Анкетирование родителей и самого дошкольника.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить сущность ключевых понятий: педагогическая диагностика, воспитанность, критерии воспитанности, методы диагностики;
3. Выявить наиболее оптимальные для дошкольного возраста метода диагностики воспитанности;
4. Применить одну из методик диагностики воспитанности на практике.
В моём исследовании были использованы следующие методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, экспериментально-педагогическая работа, проведение количественной и качественной обработки полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в проведении на базе МБДОУ «Детский сад № 1» г. Ирбит, с целью определения уровня воспитанности воспитанников подготовительной группы.
Теоретическое изучение проблемы диагностики уровня воспитанности дошкольников.
Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема.
В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. Распознание, определение), данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и определить болезнь на основании исследования.
В настоящее время утвердилось расширенное толкование значения слова «диагностика», оно включает и сам процесс исследования для определения диагноза. Сначала как тенденция, а затем как свершившийся факт, содержания понятия расширилось от «распознания болезней» до «распознания характеристик» предмета исследования.
Такой путь лексического смещения особенно заметен в психологии. «Диагностики» создавались представителями патопсихологии, использовались психотерапевтами, затем психологами в случаях необходимости выявить некоторые психические отклонения, а потом – психологам для уточнения, присутствует ли аномалия в поведении человека или это своеобразие нормальной личности.
В конце концов, понятие «диагностика» стало означать сам процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, неподдающиеся обнаружению в прямом непосредственном общении с человеком. Тогда «диагностика» - при таком широком её толковании – естественно вошла в терминологический аппарат педагогики, сначала в научные исследования, а затем в систему практической организации воспитательного процесса педагогов профессионалов. Стремительное время внесло свои поправки: вместо «методики диагностирования» появилось одно слово «диагностика» как понятие, совмещающее в себе лексический смысл этого словосочетания. Таким образом, педагогические диагностики – это способы тонкого исследования социально-психологических характеристик ребёнка, скрытых в глубинах его личностной структуры, но выявляемых путём особых методик, организуемых как в контексте естественно протекающей жизнедеятельности, так и в лабораторных условиях.
Диагностики не решают педагогических проблем воспитания личности, не могут заменить необходимости работать с детьми , не способны заменить собой систему воспитания и снять высокие требования к профессиональной культуре педагога. Диагностики – и в этом их предназначение! – лишь фиксируют наличие определённых характеристик личности, помогая педагогу расширить представления о ходе становления и развития личности ребёнка.
Диагностики педагога, в большинстве случаев, носят скрытый характер, чтобы дети не чувствовали себя объектом исследования. Поэтому они всегда принимают формы занимательные, интересные, лаконичные.
Педагогические диагностики являются одним из элементов воспитательной работы с детьми. И следовательно, профессиональное владение ими выступает как непременный компонент профессионального мастерства педагога любого профиля.
Воспитанность как педагогическое понятие.
В понятийном словаре «воспитанность» толкуется как уровень развития личности, проявляющейся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующейся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. Воспитанность – сегодняшний уровень развития личности в отличии от воспитуемости – потенциального уровня личности, зоны её ближайшего развития.
Воспитанность ребёнка – результат воспитания, предназначенного наилучшим образом подготовить ребёнка к полноправной жизни в современном мире, а значит, мера воспитанности определяет степень подготовленности ребёнка к жизни на уровне её современной культуры и потенциальной возможности счастливой жизни.
Говоря о воспитанности ребёнка, подразумевают степень его соответствия высокими требованиям культуры. Правда взрослые тоже не все и не в очень высокой степени отвечают таким нормам, но воспитание во всем мире и всегда ориентировалось наивысшей уровень достижений культуры, который и определял цель воспитания.
Однако существует ли возможность обнаружить какими – то способами воспитанность человека, пользуясь достижениями человечества? Необходима мерка, которая станем оценивать наличие воспитанности. Необходим критерий оценки явления, нас интересующего.
Критерии оценки воспитанности.
Исходным моментом в установлении критерий оценки воспитанности являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса. Что это значит для педагога, желающего прослеживать процесс развития своих воспитанников? Это означает, что содержанием организуемых диагностик будут ценностные отношения: их присутствие или отсутствие, их глубина и широта, их распространенность или узость, их устойчивость либо слабость, привычность, эмоциональность, целостность и т.п.
Чтобы профессионально судить о воспитанности или невоспитанности детей, следует обратиться к системе наивысших ценностей жизни и выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей, т.е. принятие либо игнорирование их.
Учитывая скачкообразное развитие ребёнка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения.
Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки воспитанности детей в её динамике.
Остаётся очертить круг наивысших ценностей, которые составляют содержательную сторону диагностирования. Ценность – то, что значимо для жизни. Наивысшей ценностью является сам Человек. Природа как дом человечества и Общество как социальное условие существования человека на земле, а так же сама Жизнь выступают ценностями второго порядка, обеспечивающими ценность человека. Добро, Истина и Красота – характерологические ценности, определяющие основания человеческой жизни. Свобода, Справедливость, Счастье, Совесть, Равенство, Богатство – характерологические ценности, описывающие достойное человека общество. Труд, Познание, Общение, Игра – деятельность человека, способствующая созданию достойной жизни на основании вышеназванных ценностей.
Можно выделить и более конкретные критерии воспитанности, такие как честность, бескорыстие, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность, любознательность, самостоятельность, дружелюбие, отзывчивость, аккуратность, общительность и другие.