Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя

• Сущность педагогической технологии • Структура педагогического мастерства • Сущность и специфика педагогической задачи • Типы педагогических задач и их характеристика • Этапы решения педа­гогической задачи • Проявление профессионализма и мастерства учи­теля в решении педагогических задач

§ 1. Сущность педагогической технологии

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связа­но прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недопус­тимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искус­ством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспром-



Раздел IV. Основы технологии целостного педагогического процесса

Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя 331



Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя - student2.ru ту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом тех­нологии1.

Массовое внедрение педагогических технологий исследовате­ли относят к началу 60-х гг. и связывают его с реформировани­ем вначале американской, а за-

Кибернетика — наука об управле­нии, связи и переработке инфор­мации.

тем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом отно­сятся Дж.Кэролл, Б.Блум, Д.Брунер, Д.Хамблин, Г.Гейс, В.Кос-карелли. Отечественная теория и практика осуществления техно­логических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М.Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и других.

В настоящее время педагогические технологии рассматривают­ся как один из видов человековедческих технологий и базируют­ся на теориях психодидактики, социальной психологии, кибер­нетики, управления и менеджмента2.



Менеджмент — совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе образовательными, про­цессами.

Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей и педагогической технология­ми. Термин "педагогическая технология" использовался только применительно к обуче­нию, а сама технология пони­малась как обучение с по­мощью технических средств. В

настоящее время педагогическую технологию понимают как по­следовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как плано­мерное и последовательное воплощение на практике заранее спро­ектированного педагогического процесса.

Педагогическая технология — это строго научное проектиро­вание и точное воспроизведение гарантирующих успех педагоги­ческих действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних

1 См.: Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

2 См.: Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М., 1992.

действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявля­ется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотно­сительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая тех­нология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифи­цированным педагогом-профессионалом.

Педагогические технологии могут быть представлены как техно­логии обучения (дидактические технологии) и технологии воспита­ния. Приведем наиболее существенные признаки таких технологий:

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, фи­лософская позиция автора. Так, можно различать технологию процесса передачи знаний и технологию развития личности;

технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого резуль­тата;

технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учи­теля и учащихся на договорной основе с учетом принципов ин­дивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации че­ловеческих и технических возможностей, диалогического общения;

элементы педагогической технологии должны, с одной сторо­ны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой — гаран­тировать достижение планируемых результатов (государственно­го стандарта) всеми школьниками;

органической частью педагогической технологии являются диа­гностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологи­ей и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой сто­роны, — высший уровень владения педагогической технологией, хотя оно и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое

Раздел IV. Основы технологии целостного педагогического процесса

Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя 333



мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастер­ства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овла­деть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определя­ется личностными параметрами педагога. Одна и та же техноло­гия может осуществляться разными учителями.

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно раз­личать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например, процесса обу­чения и его осуществления. Частные — это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стиму­лирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее резуль­татов, и более конкретных задач типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая тех­нология в отличие от методики предполагает разработку содер­жания и способов организации деятельности самих воспитанни­ков. Она требует диагностического целеобразования и объектив­ного контроля качества педагогического процесса, направленно­го на развитие личности школьников в целом.

§ 2. Структура педагогического мастерства

Наши рекомендации