Особенности дифференциации по интересам детей
(+) - Создаются благоприятные условия для развития задатков и способностей.
- Усиление мотивации.
(–) - Отсутствуют надежные способы диагностики специальных интересов ребенка.
- Интересы ребенка меняются.
- Опасность одностороннего развития.
Пример дифференциации обучения в зарубежных странах.
Неградуированные классы /неградуированные школы/.
По одному предмету ученик может учиться по программе 7 класса, а по другому – по программе пятого.
№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№
В дополнение:
проблема индивидуального подхода при оценивании знаний: критерии оценки.
В соответствии с государственным образовательным стандартом.
Исходя из уровня достижений самого сильного ученика в классе.
Исходя из уровня достижений самого слабого ученика в классе.
Исходя их предыдущих достижений данного ученика.
Исходя из количества затраченных учеником усилий.
№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№
В США около 50% учебного времени отводится на обязательные предметы: язак и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютер. Другую половину учебного времени занимают предметы по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», содержащих несколько десятков спецкурсов. Учащиеся выбирают несколько учебных курсов в пакетах гуманитарного, естественно-научного, математического содержания.
*Технология дифференцированного обучения – совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход, поэтому технология дифференцированного обучения является проникающей технологией. Технологии индивидуализации обучения охватывают все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы, средства.
ТЕМА № 25 ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ.
Цель воспитания – некий идеал, к которому стремится общество. Цель воспитания – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка. /Подласый/.
О.С.Газман:ИДЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ – формирование гармоничной всесторонне развитой личности.
РЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общества, государственной власти.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
О.С.Газман: Базовая культура есть некоторая целостность, включающая в себя минимальное (оптимальное) наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общественной культурой (то есть, не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).
Основу СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ составляют приоритетные направления базовой культуры: культура жизненного самоопределения, культура семейных отношений, экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и культура общения; экологическая, художественная, физическая культура.
Центральное звено базовой культуры – культура жизненного самоопределения. Это главное системообразующее понятие, характеризующее процесс полноценного проживания жизни.
Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней.
4 сферы самоопределения (содержание формирования мировоззрения): человек, общество, природа, интегративные продукты человеческой деятельности.
Основные сферы деятельности воспитателя /задачи/: здоровье ребенка, нравственность, способности /умственные, трудовые, художественные, коммуникативные/.
Эти задачи он решает, создавая ребенку условия для того, чтобы он успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой), в общении, в сфере бытия (образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда) /О.С.Газман/.
ТРАДИЦИОННЫЕНАПРАВЛЕНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ) ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
умственное воспитание | экономическое воспитание |
эстетическое воспитание | правовое воспитание |
физическое воспитание | трудовое воспитание и профессиональная ориентация |
нравственное воспитание | семейное воспитание |
патриотическое воспитание | сексуальное воспитание (половое просвещение?!) |
экологическое воспитание |
ЕЩЕ ОДИН ВАРИАНТ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Социальные ценности, установки, ценностные ориентации | Социальные роли |
Отношение к миру, к себе, к другим людям, к труду, к красоте, к истине, к добру | Навыки просоциального поведения, просоциальных действий |
Моральные и правовые нормы | Навыки эффективного общения, взаимодействия с другими людьми |
Народные традиции и обычаи |