Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка. Работа Локка «Мысли о воспитании»
Джон Локк (1632-1704) - «дитя» англ. революции. Главное средство познания мира –ощущения, органы чувств. Он становится на позиции сенсуализма (влияние работ Коменского, Бэкона - нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях). Основа совершенствования человека - сенсорный опыт. 2 стороны сенсорного опыта : внешняя -характеризуется теми представлениями, которые человек получает от общения с материальным миром, первичные ощущения; внутренняя (рефлексия)- связана с актом мышления, с размышлением по поводу первичных идей, впечатлений. В обучении важную роль играет сенсорный опыт. Главное средство развития сенсорного опыта - обучение, которое должно научить его восприятию, обработке. Основополагающий фактор - развивающий характер воспитания. Педагогическая система Локка носит двойственный характер: воспитание джентльмена и воспитание бедного народа. Основные работы - «Мысли о воспитании»(1693), «Проект о рабочих школах»(1696).Свои пед. взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании». Воспитание джентльмена д. б. разносторонним (получение физического, нравственного, умственного воспитания). Настоящий джентльмен воспитывается дома. I место- физическое воспитание (в здоровом теле - здоровый дух ), с раннего детства закаливание тела, важное значение строгого режима (простая пища, физические упражнения, не одеваться тепло ни летом, ни зимой; жесткая постель). Правильно поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества, настойчивости. II место - нравственное воспитание (учет принципа пользы и интересов личности, выработка характера, воспитание твердой воли, упражняться в добрых делах, помощь бедным). В воспитании необходимо избавиться от наказаний (телесные - приводят к вредным последствиям, рабочая дисциплина создает рабочий характер). Методы воспитания - личный пример, метод естественных последствий. Нужно избегать поощрения вещами. III место- умственное воспитание. В отборе содержания образования присутствует практицизм, утилитаризм. Читать, писать, обучать наукам - важно, но главное, образование - средство для развития воли, характера, нравственного дисциплинирования. Предметы - чтение, письмо, рисование, родной язык, французский язык (путем разговора), латинский яз. (обязательно), арифметика, элементы географии, истории. Изящное эстетическое воспитание - верховая езда, фехтование, танцы, музицирование. Поощрение любознательности, развлечения нужны, но должны быть полезными. Жалобы детей друг на друга должны пресекаться. Дети должны иметь игрушки разного рода, полезно, чтобы они сами их делали. Воспитание для простого народа должно носить общественный характер, обучение в школах носит благотворительный характер - овладение ремеслом, простейшими элементами грамотности, религиозное воспитание ведет священник. Трудовое воспитание - труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю, предотвращает возможность вредной праздности.
Джон Локк (1632-1704) - «дитя» англ. революции. Главное средство познания мира –ощущения, органы чувств (сторонник сенсуализма).
Основополагающий фактор - развивающий характер воспитания. Педагогическая система Локка носит двойственный характер: воспитание джентльмена и воспитание бедного народа. Основные работы - «Мысли о воспитании»(1693), «Проект о рабочих школах»(1696).Свои пед. взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании». Воспитание джентльмена д. б. разносторонним (получение физического, нравственного, умственного воспитания).
I место- физическое воспитание (в здоровом теле - здоровый дух ), II место - нравственное воспитание, III место- умственное воспитание. Трудовое воспитание - труд на свежем воздухе полезен для здоровья.
12. Пед. идеалы французских просветителей. Концепция естеств. свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Роман «Эмиль или о воспитании».
Народ. движение против феод. строя оказало большое влияние на весь ход полит. жизни 18 в. Франц. просветители резко критиковали религию как оплот феодализма, феод. строй и идеологию.Они, согл. Локку, отстаивали договорную теорию происхождения государства (Руссо, Дидро) и доказывали, что в своем «ест. состоянии» чел-к всегда имел «ест. право» на свободу, равенство и братство. Просветители верили в могуч. силу воспитания. Они б. убеждены, что , воспитав нового чел-ка, они тем самым пересоздадут мир. Путем просвещения б. уничтожены ложь, предрассудки, невежество прошлого, отпадет все отрицательное, свойств. феод-му.
Ж..-Ж.. Руссо(1712-1778) родился в Женеве в семье ремесленника- часовщика, не получил системат. образования, много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий.В 1749 Дижон. академия объявила конкурс для сочин-я на тему «Способ-л ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». Руссо пишет трактат об образовании «Об ухудшении иравов», получает премию Дижон. академии. Централ. произведение- роман- трактат «Эмиль, или О воспитании».В основе учеб. процесса- система естеств. воспитания, учит. принцип природосообр-ти: следование восп-я за природой ребенка. Восп-ие не д. б. поспеш., д. учитывать возраст. особен-ти ребенка. Принцип природосообр-ти приобр-т больш. психол. смысл, ассоц-сь с принципом учета возр. особ-ей ребенка. Факторы развития реб-ка: основ. явл. окруж. среда и восп-ие, кот. обуч., разв., восп. Воспитание на лоне природы, принцип учета природы реб-ка. Руссо делил жизнь своего воспитанника на 4 периода. I период- от рождения до 2 л (младенчество)- жизнь в семье, глав. физич. восп-ие, забота о здоровье реб-ка. II период- от 2 до 12 л(сон разума, нопериод разв-ия чувств)-реб-к мыслит образами , чувствами, слаб. развито абстр. мышление, перв. впечатления, предоставление реб-ку самост-ти, глав. деятельност. сторона. Цель восп-ия- никакой, кроме той, кот. диктует сама природа чел-ка( учет ее особ-ей и разв-ия). Конкрет. знания не формир., но выдел. понятие «част. собсвенность»- через чувсвен. ощущения, на конкрет. примере(выращивание бобов). Для реб-ка лучше не знать книги, кроме одной-«Робинзон Крузо». Методы восп-ия- м. естеств. последствий, договор.III период- от 13 до 15 л – интенсив. умств. восп-ие, форм-ие понятийной сферы личности. Происходит выделение отдел. наук-форм-ие умений писать, читать, эл-ты астрономии, физики. геогр-ии. Использование исслед. метода( наблюдение, анализ). Руссо- предшественник проблем. обучения. Важно познакомить реб-ка с ремеслом, включение труд. восп-ия (пребывание в семье ремесленника). IV период-от 16 до 18 л- нравств. восп-ие: форм-ие нрав-ти, возвращение в город. Глав.- форм-ие добр. суждений. помыслов, поступков. Помощь бедным, разв-ие благотв-ти, знак-во с религией, искусством, лит-рой, историей, половое восп-ие. Восп-ие женщин- в семье, восп-ие хор. хозяйки, матери, д. б. интерес., воспитан. Патриот. восп-ие- люб. чел-к д. б. патриотом( знание особ-ей природы, в 10 л- знание полит. деятелей).