Соотношение специальных и методических понятий
Группы методических понятий | Основные специальные понятия | |
Дидактико-методические понятия | ||
Методико-специальные понятия | ||
Методические понятия | Методические по-нятия и термины, являющиеся ре-зультатом деления общих дидактико-методических по-нятий | |
Названия методов, методических прие-мов, характерных для обучения специальным дисциплинам | ||
Названия различных средств обучения специальным пред-метам |
Таблица 1 (окончание)
Группы методических понятий | Основные специальные понятия | |
Понятия и термины из истории методики профессионального обучения | ||
☺ Текст 1. Экономика как наука изучает закономерности функционирования экономики как системы хозяйствования. При этом приоритетное значение имеет изучение экономиче- ских отношений и экономического инструментария, при помо- щи которого они реализуются.
Экономика предприятия исследует закономерности про- текания экономических процессов на уровне хозяйствующего субъекта. При этом в центре внимания оказываются экономи- ческие отношения — как внутренние по отношения к предпри- ятию, так и внешние. Внутренние реализуются, во-первых, между собственником (собственниками) предприятия и трудо- вым коллективом, во-вторых, между отдельными участниками трудового процесса на предприятии (индивидами и/или под-разделениями). Внешние отношения связывают предприятие с экономическими субъектами, определяющими условия его хозяйствования — государством, субъектом (субъектами) тер-ритории, где происходят процессы производства и реализации продукции; поставщиками ресурсов; потребителями продук- ции; конкурентами. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики — предприятию. Именно на этом уровне соз- даются необходимые обществу блага: производятся изделия и оказываются услуги.
Используя термины синергетической теории, можно ска- зать, что предприятия обеспечивают основной приток сво- бодной энергии в социально-экономическую систему. В дан- ном случае речь идет о квазиэнергетическом эквиваленте распределения материальных и информационных благ в об- ществе.
( Романов Е.С. Экономика предприятия как учебная дисциплина. —
Архангельск: Сев. Аркт. федер. ун-т, 2011.)
☺ Текст 2. Термин «маркетинг» возник в экономиче- ской литературе США на рубеже XIX—XX столетий. В осно- ву концепции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд потребителей. Появление данной концепции связано с затруднениями в сбытовой деятельности, когда кризис пере-производства товаров потребовал исследования конъюнктуры рынка.
В начале XX в. традиционным было коммерческое понима- ние маркетинга как метода сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производи- тель в состоянии выпускать.
Используя в управлении теорию маркетинга, предприятия и фирмы должны строить свою деятельность в соответствии с ее ключевым принципом: производить то, что продается, а не продавать то, что производится.
В настоящее время абсолютное большинство компаний про-мышленности, торговли, сферы услуг в США в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования.
Содержание понятия «маркетинг» определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось по мере изменения условий производства и реализа- ции продукции.
Среди специалистов нет общепринятого определения мар-кетинга. Маркетинг — система взглядов, функция координа- ции различных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философия бизнеса, цель которой — смягчение кризисов перепроизводства, наконец, процесс сбалансирования спроса и предложения.
Роль маркетинга заключается в том, что он призван при- вести производство в соответствие со спросом. Усилия марке-тинговых служб направлены на создание такого ассортимента товаров, который соответствовал бы общественному спросу.
Много внимания уделяется внешнему виду товара, его потре-бительским характеристикам, послепродажному обслужива- нию. При этом маркетинговые усилия должны быть направле- ны на то, чтобы убедить покупателя, что данный товар является самым лучшим, создать «приверженность» покупателя к товар-ной марке.
Маркетинг направлен на поиск наиболее эффективного со-четания традиционной и новой продукции, он является осно- ванием для принятия решения о расширении или сокращении объемов производства, модернизации продукции или снятии ее с производства, способствует разработке и внедрению планов развития предприятия. Систематический и эффективный мар- кетинг повышает культуру предпринимательской деятельно- сти, позволяет предприятиям эффективно увязывать ресурсы с целями, а цели — с запросами покупателей.
(Котлер Ф. Маркетинг. — СПб.: Питер, 2006.)
☺ Текст 3. Менеджмент — это научно-практическая и учеб- ная дисциплина, посвященная проблемам управления в органи-зации (на предприятии), на государственном, муниципальном и международном уровне.
В России XXI в. менеджмент преподается не только в вузах. От школ и техникумов до систем повышения квалификации и присвоения академической степени «Мастер делового админи-стрирования» (MBA) — вот диапазон менеджмента как учебной дисциплины. Естественно, издано немало учебников и учебных пособий. Зачем нужна еще одна книга?
Часть учебной литературы по менеджменту является пере-водной и не отражает российской специфики. Часть отстала от современных научных разработок и недостаточно опирается на практический опыт управления.
Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмо- трим их.
1. Менеджмент понимается как вид трудовой деятельно- сти. Управление — это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления — это непрерывное осуществление последователь- ныx действий от прогноза предстоящей деятельности, поста- новки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.
2. Менеджментом называют сам процесс управления, со всем и его функциями, методами и средствами. Процесс менед- жмента предполагает выполнение определенных функций. Ta- ких как прогнозирование, планирование, создание организаци-онных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Напри- мер, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соот- ветствующие технические средства — компьютеры, программ- ные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятель-ности в единое целое.
3. Менеджмент — это орган управления, например, сово-купность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют орга-низационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.
4. Под менеджментом понимают категорию людей, профес-сионально занимающихся управлением, работающих на долж-ностях, входящих в аппарат управления.
5. Менеджмент — это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из эко-номических наук. Проводятся научно-исследовательские рабо- ты, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.
6. Менеджмент как научная дисциплина опирается на прак- тику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.
7. Менеджмент — это не только наука, но и искусство управ-ления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управ- ления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только зна- ния, но и интуитивное понимание людей, которыми он управ- ляет.
8. Наконец, менеджмент — это учебная дисциплина, посвя-щенная управлению. В России менеджменту учат всех студен- тов экономических специальностей. О нем рассказывают буду- щим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.
Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» от- нюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого по- нятия.
(Орлов А.И. Менеджмент. — М.: Изумруд, 2003.)
► Задание 6. Используя представленный ниже информационный фрагмент, выделите основные этапы развития методики профес-сионального обучения. Заполните табл. 2.
Таблица 2