Какое же значение имеет теоретическая подготовка студентов как будущих учителей?
Прежде всего, нам хотелось бы представить взгляды известных педагогов, которые сформировались у них в результате их практической деятельности.
К.Д. УШИНСКИЙ: «Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для этого нужны врожденная способность и умение.., но весьма немногие пришли к убеждению, что... необходимы еще и специальные знания..» (122, с. 161).
И.Ф. ГЕРБАРТ: «Имеется подготовка к искусству при помощи науки, подготовка рассудка и сердца перед началом дела, благодаря лишь которым опыт, приобретаемый нами исключительно при выполнении самого дела, становится для нас поучительным.
Лишь на работе научаются искусству и достигают такта, навыков, умения, ловкости и мастерства; но даже на работе научается искусству лишь тот, кто предварительно в мыслях изучил науку, усвоил ее себе, определился благодаря ей и предопределил себя для грядущих впечатлений, ожидаемых со стороны опыта» (27, с. 328-329).
П.П. БЛОНСКИЙ: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки может существовать педагогика» (8, с. 4).
Ю.П. АЗАРОВ: «Педагогическое искусство без научных знаний -профанация. Мастерство приходит к знающему человеку... Разговоры о том, что... педагогу вообще полезно думать, пусть... ищет, спотыкается, творит и т.п., несостоятельны. Наличие жестких "схем", моделей отнюдь не снимает необходимости думать. Но размышления на основе научных знаний и опыта существенно отличаются от бесконечных метаний, шараханий, являющихся результатом педагогической беспомощности, а нередко и безграмотности» (1, с. 135-136).
Мы предлагаем Вам проанализировать некоторые педагогические умения, наиболее значимые для практической деятельности. Как Вы считаете, что является основой для их формирования:
Ø выявлять уровень воспитанности личности и коллектива;
Ø проектировать развитие личности и коллектива;
Ø прогнозировать результаты обучения и воспитания;
Ø планировать работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся;
Ø отбирать и анализировать учебно-воспитательный материал с целью выявления его образовательного, развивающего и воспитательного потенциала, значимого для развития личности;
Ø выявлять и приводить в движение потенциальные возможности разных видов деятельности учащихся;
Ø изыскивать наилучшую форму педагогических требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки;
Ø планировать структуру действий учащихся на уроке и педагогическую помощь в их деятельности;
Ø формировать творческое мышление учащихся, развивать их память, внимание, познавательные интересы и т. д.;
Ø устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами, коллективом, родителями и учителями;
Ø ………………………………………..
Какие другие педагогические умения Вам известны? Насколько Вы готовы к их проявлению на педагогической практике?
При внимательном анализе данных педагогических умений можно убедиться, что в их основе - ЗНАНИЯ о процессе развития личности и о педагогическом процессе, его ведущих характеристиках. Таким образом, усвоение педагогических знаний выступает первоначальной задачей профессионального самовоспитания будущего учителя.
Специфика педагогических знаний состоит в осмыслении процессов развития, воспитания, образования и обучения личности, обосновании принимаемых учителем решений, а потому развитие педагогического мышления выступает второй задачей профессионального самовоспитания студента.
Педагогическая теория дает знание "нормативов" педагогической деятельности, которые выступают как критерии оценки своего и чужого опыта. Педагогическая теория позволяет развивать способность осмысливать свою деятельность и на этой основе анализировать и совершенствовать личность в соответствии с требованиями педагогического процесса. Это - третья задача профессионального самовоспитания.
Педагогические знания реализуются в функциях педагогической науки, поэтому формировать умение видеть практическую значимость теоретических знаний выступает четвертой задачей профессионального самовоспитания будущего учителя.
Общение со студентами в университете и с учителями в ИУУ позволяет нам утверждать, что изучение теории педагогики помогает будущемуучителю развивать в себе:
Ø представление о педагогической деятельности, ее содержании и особенностях как о сложной профессиональной деятельности; о выполнении профессиональных обязанностей, которые требуют от педагога разнообразных знаний о человеке, обществе, процессе познания и т. п.
Ø только на этой основе могут сформироваться умения разбираться во всех нюансах человеческих отношений, организовывать эти отношения, снимать конфликты и противоречия, воспитывать, то есть помогать ребенку раскрывать себя;
Ø умение оценивать педагогические воздействия (его содержание и форму), заранее продумать, к каким результатам они могут привести (умение прогнозировать);
Ø умение осмысливать свои собственные действия, в организации воспитательно-образовательного процесса (насколько это станет возможным) не допускать импульсивности, стихийности и случайности.
Ø педагогические знания можно рассматривать как КРИТЕРИЙ в оценке педагогической деятельности.
________________________________
Вопросы для размышления
Что такое педагогическая позиция и педагогическое мышление? Каковы критерии их сформированности? Что такое педагогическая культура? Какие умения включает понятие "основы педагогического мастерства"? В каких педагогических умениях проявляются функции педагогической науки? (См. в приложении планы индивидуальных занятий).
________________________________
Вопрос о предмете педагогики сложный. Мы предполагаем, что, изучая данную тему, пытаясь ответить на данные вопросы, Вы испытывали затруднения. И это естественно, поэтому мы предлагаем Вам вернуться к данной теме еще раз после изучения всего курса или его основных разделов. Мы считаем, что это необходимое УСЛОВИЕ для того, чтобы сформировать ПОЛНОЕ И ЧЁТКОЕ представление о педагогической науке.
Вопросы для самоконтроля
1. Что, на Ваш взгляд, должна изучать педагогическая наука?
2. Каким, на Ваш взгляд, должен быть научный статус педагогики?
3. Каким образом изучение наук, смежных с педагогикой, способствует повышению уровня профессионализма учителя?
4. В чем Вы видите необходимость создания единой науки о человеке и каким, на Ваш взгляд, должно быть ее влияние на педагогическую науку и практику?
5. Почему связь педагогики с другими науками является важным условием успешного исследования педагогических проблем и решения практических задач?
6. Как Вы считаете, к какой сфере можно отнести опыт учителей новаторов: научной или практической?
7. В чем Вы видите источники педагогической интуиции? Таланта? Мастерства?
8. Педагогика - наука или искусство?