Обучающие программы должны быть составлены так, чтобы они могли заменить преподавателя с высокой квалификацией (и может быть воспитателя)
Качество вычислительной техники должно позволять перевести на язык программ все признаки преподавателя с высокой квалификацией и дать возможность их объективной и своевременной реализации.
11.2. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
11.2.1. ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Перед учеными-дидактиками всегда стояли вопросы не только чему учить? и как учить? но и как учить результативно?Поиски ответов на последний вопрос привели ученых и практиков к попытке технологизировать учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. В связи с этими поисками в педагогике появилось направление педагогические технологии. Педагогической технологией называют определенное направление педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемым запланированных результатов обучения.
Термин «педагогическая технология» пришел к нам из зарубежной педагогики и является неточным переводом с английского «образовательной технологии».
В самом генезисе педагогические технологии связаны со стремлением превратить процесс образования в технологический процесс, представить его как определенную технологию по изготовлению продукции. Всякая технология включает в себя систему «человек – техника – цель». В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала в процессе производства в соответствии с целями производителя. Еще А.С.Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным производством, ставил проблемы педагогической технологии. Он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка». С 50-х годов ХХ столетия термин «педагогическая технология» стал широко применяться в зарубежной педагогике в связи с возникновением технологического подхода к обучению вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технологизации учебного процесса. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этапы педагогической технологии было программированное обучение.
Программированное обучение возникло в 60-х годах в связи с проникновением кибернетики в педагогику. Технологизация через применение факторного анализа – системы факторов, организующих деятельность. Целью программированного обучения была оптимизация управления процессом учения. Программированное обучение предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учащийся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) может самостоятельно приобретать новые знания и умения. Есть смысл некоторые темы давать на самостоятельную работу, используя программированное обучение. Управление действительно имеется. Это можно осуществить при помощи факторной технологии.
Необходимыми составляющими программированного обучения является наличие:
1) управляемого объекта (ученика); 2) последовательной, поэлементной программы; 3) систематической обратной связи; 4) управления.
Цель управления состоит в изменении наличного состояния управляемого объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня. Для этого разрабатывается программа, которая обеспечивает последовательное прохождение каждым учащимся всех этапов усвоения. Без этого обучающий не может гарантировать усвоение учащимся знаний и умений с теми качествами, которые предусмотрены целями обучения. Эффективность управления процессом усвоения обеспечивается наличием следящей обратной связи. Информация о ходе процесса усвоения поступает не только к учителю, но и к ученику. Информация, полученная на основе обратной связи, перерабатывается. И на ее основе вырабатываются корректирующие воздействия. Американский педагог У. Шрамм называет программирование обучение «автоматическим репетитором», «который ведет учащегося путем коротких логически связанных шагов, так что он почти не делает ошибок и дает правильные ответы, которые немедленно подкрепляются путем сообщения результата, в результате чего он движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения». Вот эту идею полной управляемости учебным «процессом» «педагогическая технология»унаследовала от программированного обучения.Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей обучения.
Поэтому технология постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии. Иначе говоря, важнейшей составляющей педагогической технологии является диагностическое целеполагание.Теоретики и практики педагогических технологий полагают, что если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимся на каждом этапе обучения, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели. То есть все время осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения. В соответствии с этой установкой цели обучения должны формулироваться таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик, какие умения, навыки и познавательные достижения он может реально продемонстрировать.
Из вышесказанного следует: педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать. Именно такие цели называют диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными).
Для того чтобы оказать помощь учителю в формулировании диагностичных целей обучения (и в конечном итоге – облегчить планирование учебного процесса и выработку процедур оценки), американские ученые под руководством Б.С.Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной, эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся (таксономия целей обучения – систематизация целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала), см. таблицу «Таксономия педагогических целей в познавательной сфере».
Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило его понимание. Педагогическая технологиястала определяться как продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса.
В вузовской педагогике широкое распространение получило определение педагогической технологии как системы форм, методов и средств подготовки специалиста, а также теории проектирования и механизм практического использования этой системы для достижения гарантированного результата, при реализации учебно-воспитательного процесса вне зависимости от особенностей изучаемого предмета.При этом под гарантированным результатом понимается не только овладение обучаемыми определенной системой знаний, умений и навыков, но и раскрытие его творческого потенциала и самоактуализации.
На базе таких подходов педагогические технологии были конкретизированы через понятия «образовательные технологии», или «технологии обучения». Образовательная технология представляется как система, состоящая из четырех основных элементов:
- некоторого представления планируемых результатов;
- средств диагностики текущего состояния обучаемых;
- набора моделей обучения;
- критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.