Кирилл П., 7 лет 2 мес
Анамнез: мальчик от 2 беременности, протекавшей с осложнениями: угроза выкидыша, анемия. Роды срочные, воды при родах желто-зеленые. Закричал сразу. Раннее развитие с некоторой задержкой, сидеть начал в 7 мес., ходить – с 1,5 лет.
Раннее речевое развитие: отсутствие лепета, понимание отдельных фраз и слов – с года, первые слова – около 2 лет, до 4 лет – речевое развитие шло очень медленно, словарный запас резко ограничен, объяснялся немногими малопонятными для окружающих словами и жестами.
Слух в норме. В строении органов артикуляции отклонений нет, артикуляционные движения возможны, но не всегда умеет правильно произвести требуемые движения.
Обращенную речь понимает хорошо, прослушанный рассказ понимает, но развернутого ответа на вопросы по содержанию дать не может. Не называет некоторых обиходных предметов (пиджак, альбом); замены обобщающих понятий словами конкретного значения (обувь – ботинки, цветы – ромашки). Некоторые слова со сложной структурой искажает: гастроном – гристаном, милиционер – пацанер. Фраза бедная, часто аграмматичная: неправильное употребление падежных окончаний существительных, местоимений (много ложков), неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из чашке).
Произношение звуков: шипящие заменяет свистящими, многочисленные нестойкие замены: с – с', т, н, в, ч – ц, т', с'; м – п – н.
Ответ. Моторная алалия. Общее недоразвитие речи второго уровня.
Квалификационное задание № 13.
АНАЛИЗ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСГРАФИИ
Тема: Звуки [п] – [п'] , [б] – [б'] и буквы П п – Б б.
Цели:
· упражнять в дифференциации звуков [п] – [п'], [б] – [б'];
· закреплять понятие о звонких и глухих согласных звуках и способе их образования;
· упражнять в умении определять наличие звука в слове, его месте и соотносить звук с соответствующей буквой;
· упражнять в анализе и синтезе слогов и слов;
· расширять активный словарь;
· учить строить словосочетания и предложения.
Оборудование: картинки, тетрадь, ручка, карандаши, карточки.
Ход занятия:
Организационный момент.
2. Выделение первого звука из слов:
батон, полка, пушка, бусы.
Послушать слова. Назвать первые звуки в словах (булавка, подушка, пакет, пароход, банка, ботинки, поросенок) и показать соответствующую букву.
Логопед показывает картинки (не называя), ученики записывают соответствующие буквы: банан, помидор, бак, букет, платок, бревно ... (доказывают правильность, т.е. [п] – глухой, [б] – звонкий).
3. Определение места звуков [п] – [б] в словах:
плита, шапка, шуба, рубашка, подушка, бутылка.
4. Повторение чистоговорок:
У бычка, как пачки ножки, у бычка смешные ножки.
Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
5. Назвать слова со звуками [п] – [п'], [б] – [б'].
Записать их графической схемой, определить место этих звуков в словах.
6. Запись слогов в 2 столбика: первый со звуком [п], второй – [б]:
ба, бу, па, бы, пы, би, пи
опа, аба, уби, убе, опо, ипу
спа, спо, збе, збо
7. Сравнение пар слов по звучанию и по смыслу:
почки – бочки, запор – забор, пропел – пробел.
Составить словосочетания. По выбору взять 2-3 словосочетания и составить предложения.
Итог занятия.
Ответ.
Предложен конспект занятия по преодолению акустической дисграфии.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи.
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической дисграфией являются: развитие фонематического восприятия; обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов; уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения; выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста; определение положения звука по отношению к другим.
К концу обучения дети с данной формой дисграфии в числе прочего должны знать: твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме; пары согласных звуков по твердости – мягкости. К концу обучения дети должны уметь: обозначать твердые и мягкие согласные на письме; использовать гласные буквы 2 ряда или ь для обозначения мягкости согласных на письме; различать на слух смешиваемые звуки; производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов; писать слова с гласными 2 ряда, а также буквами ь и ъ; подбирать слова на заданный звук; сравнивать слова со сходными звуками; строить звуковые схемы слогов и слов; составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками и др.
Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных 1 и 2 ряда.
Представленный конспект занятия может быть рекомендован для работы с детьми младшего школьного возраста.
Квалификационное задание № 14.
АНАЛИЗ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ
Тема: Репка.
Цели:
· закрепить в речи детей названия овощей;
· учить передавать в рисунке форму репы, опираясь на знания формы круга;
· учить подбирать цвет для изображаемого предмета;
· воспитывать внимание детей к словесным заданиям, сопровождаемым показом образца работы;
· учить детей отвечать на вопросы логопеда одним словом в момент подготовки и раздачи материала, объяснения задания, подведения итога работы.
Оборудование: изображения овощей, бумага, цветные карандаши.
Ход занятия: