Сущность закономерности и принципы процесса воспитания
Сущность воспитательного процесса заключается в отражении гл-х внутренних связей и отношений, которые характеры для данного процесса. Всякий процесс в том числе и воспитательный представляет собой совокупность последовательных действий для достижения кого-либо результата. В воспитательном процессе такими действиями являются 1) цель воспитания 2) задачи воспитания 3) формы воспитания 4) методы воспитания 5) содержание. Воспитательный процесс - это своеобразный процесс: специально организованный процесс, конечным результатом которого является ВРЛ; двухсторонний процесс, в нем участвуют воспитатель и воспитуемый при чем воспитательный процесс будет проявлять активность; является длительным и непреривным, длительный потуму что продолжается всю жизнь, не прерывным - т.к. осуществляется в учебной и в не учебной деятельности; результаты воспитания проявляются не сразу, т.к между воспитываемым воздействием и проявлением личностью определенных качеств может быть длительный период; кроме того при одинаковом содержанийи, одних и тех же методов, результаты воспитания могут быть не одинаковыми. Это объясняется индивидуальными особенностями личности, его жизненным опытом, наличием нравствен, знаний; В воспитательном процессе школьники вступают в систему разнообразных отношений. Воспитателю необходимо постоянно анализировать эти отношения. Макаренко указывал «Воспитывает все - люди, вещи, явления, но прежде всего люди, на 1-ом месте семья и педагоги». Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах, но они отнюдь нетождественны. Воспитывающий характер обучения - это действительно закономерность. Если есть процесс обучения как таковой, когда формируются знания или умения обращаться с конкретным объектом, то всегда существует и отношение к этому явлению или объекту. А отношение определяет поведение человека, характер его деятельности, поэтому процесс обучения всегда воспитывает. Плохо организованный процесс обучения, когда учащиеся отвлекаются, занимаются, казалось бы, посторонними делами, а учитель не может вовлечь их в процесс обучения, то и в этом случае процесс обучения воспитывает. В этом случае все равно формируются какие-то (может быть, даже и положительные) качества личности, какое-то отношение к определенным явлениям. Второй, не менее важной закономерностью процесса обучения, является то, что процесс обучения носит развивающий характер. Особую роль отводил этой закономерности еще К.Д. Ушинский. Процесс обучения, если он управляется каким-то образом, всегда развивает.Важнейшими закономерностями воспитательного процесса является:чем содержательней деятельность общения, тем эффективнее воспитательный процесс; воспитательный процесс будет эффективным, если будет постоянно обогощать потребностью - мативационная сфера; если будет действовать на внутреннюю сферу личности (чувства, убеждения, мировоззрения). Вопитательный процесс динамичен и изменчив, подвижен. Ребенок сам сомневается вступать ему в новые отношения или нет. Принципы воспитания -это ведущее исходное положение, которое руководствуются педагоги при организации воспитательного процесса. Принципы воспитания определяют главное направление всего воспитательного процесса, его содержание, формы, методы. Принципы воспитания не остаются не изменными, они отражают достижения педагогической науки. 1) Идейность и целеустремленность (этот принцип определяет главное содержание воспитательного прооцесса, когда даже маленькое дело должно быть направленно на воспитание учащегося идейной убежденности, утверждение идеалов общества, формирования патриатизма.2) связь воспитания с жизнью (широкую осведамленность школьников с политической, экономической, социальной, жизнью страны) .3) Воспитание индивидуальности и коллективности. (коллектив складывается из индивидуальности, а каждый индивид живет среди людей, вступает в разные отношения(семейные, общественные, производные) и формирует у себя определённые «+» качества личности. 4) единство требований и уваж-я личности воспитан-ка( в каждом ребенке нужно видеть личность, к, имеет право на свое мнение. Уважать ребенка значит хорошо знать его индивидуальные особенности) 5) Последовательность, приемственность, непрерывность, систематичность воспитательных воздействий (воспитателю противопоказано безсистемность, стихийность, не согласованность. Воспитание –это долговременный процесс в котором участвуют многие люди). 6) Сочетание пед руководства самостоятельности учащегося ( Воспитательный процесс –управляемый, а главной фигурой в нем –учитель, учитель изучает свой класс, и корректирует жизнь детского коллектива, но воспитательный процесс не «+» результата если учитель не будет развивать самостоятельность коллектива). 7) Соответствие возрастным и индивидуальным особеностям (От педагога характерных теоритических знаний о психическом и физическом развтии детей. Новые принципы: ориентация на интересы молодежи, умеренного традиционализма. Принципы воспитания имеют следующие особенности. Во-первых, они обязательны и требуют полного и обязательного воплощения на практике. Во-вторых, принципы воспитания предполагают комплексное, т.е. одновременное, а не поочередное и изолированное их применение на всех этапах воспитательного процесса. В-третьих, все принципы воспитания равнозначны. Принципы определяются социально - экономической системой страны.