По особым условиям семейной жизни
· студенческая жизнь. Особенность такой семьи – отсутствие жилья у молодых супругов, хронический недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большой сплочённостью, активностью. Здесь твёрдо верят в лучшее будущее.
· дистантные семьи. О них уже упоминалось выше, когда речь шла о существовании брака без семьи. Это, например, семьи моряков, крупных спортсменов, артистов. Здесь семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе. Тут гораздо больше опасности супружеской неверности и развала семьи на этой основе. Хотя иногда такие семьи оказываются на редкость устойчивыми.
· Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией.Разные авторы, перечисляя функции семьи, определяют их по-разному. Так И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис – воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др.
· Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи:
· • хозяйственно-экономическая;
· • репродуктивная;
· • воспитательно-образовательная;
· • рекреативная[51] – организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.
· Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:
· – определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.);
· – личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное воспитание, интересы и пр.);
· – особенности взаимоотношений между членами семьи и др.
17 вопрос: Психолого-нед. технологии и методики диагностики, прогнозирования и проектирования.
Среди задач педагогической диагностики различаются задачи, направленные на оптимизацию учебного процесса, и задачи с более отчетливой общественной направленностью, имеющие целью регулировать процесс подготовки к аттестации. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
1) внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
2) определение пробелов в обучении;
3) подтверждение успешных результатов обучения;
4) планирование последующих этапов учебного процесса;
5) мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
6) улучшение условий учебы.
Прогнозирование - разработка вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем с указанием сроков изменения этого явления;
В пед.д-ти педагог занимается двойным прогнозированием: 1) перспективой развития школьника и клас.группы, 2) определением предварительных результатов пед.процесса в таких показателях как успеваемость.
Практическое воплощение прогнозов - в целях, формулируемых в конспектах уроков, программах, требованиях к школьнику: воспитывающих, обучающих, развивающих.
Проектирование — создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому. Проектировать — составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему. Проектирование — специфический вид плановой деятельности. В отличие от планирования, задающего научные ориентиры целеполаганию. исполнению, контролю развития уже существующих социальных процессов, объектов, учреждений, проектирование разрабатывает и обосновывает контуры будущего социального объекта. У плана может быть несколько проектов. Основа проектирования - предвидение и прогнозирование. Результат — проект (модель), форма конкретного управления, программа.
Эффективность проекта во многом определяется соблюдением принципов педагогического проектирования, в числе которых:
1) принцип человеческих приоритетов. Строится на выполнении следующих правил: подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников; не навязывайте воспитанникам выполнение своих проектов, умейте отступить, заменить их другими; жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность импровизации детям и себе;
2) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает, что они должны быть динамичными, гибки-I, способными по ходу реализации к изменениям, усложнению или упрощению. Алгоритм соц-пед.проектирования включает следующие этапы:
1. Подготовительная работа:
- анализ объекта проектирования;
- выбор формы проектирования;
- теоретическое обеспечение проектирования;
- методическое обеспечение проектирования;
- пространственно-временное обеспечение проектирования;
- материально-техническое обеспечение проектирования;
- правовое обеспечение проектирования.
2. Разработка проекта. Выбор системообразующего фактора. Установление связей и зависимостей компонентов.
3. Написание проекта.
4. Проверка качества проекта. Мысленное применение проект.» (самопроверка). Экспертная оценка проекта.
5. Корректировка проекта.
6. Принятие решения об использовании проекта.
7. Оценка результатов. Подведение итогов. Педагогическому планированию присущи следующие функции:
• направляющая,связанная с определением в процессе планирования сферы воспитательной работы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
• прогнозирующая,заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее воспитательной системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
• координирующая (организаторская),позволяющая сурдопедагогам с помощью обоснованных и рациональных действий в планировании получить ответ на вопросы: кто, где, когда и что должен делать в процессе воспитательной работы;
• контрольная,предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному звену возможность с помощью действий планирования и контроля проверять и корректировать траекторию пути достижения намеченной цели в области воспитательной работы;
• репродуктивная (воспроизводящая),предполагающая, что через некоторый промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы в сфере воспитания.
Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности сурдопедагога и детей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, так как план воспитательной работы – это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего воспитательного процесса.