Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
Тема:звук «З»
Цели:образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование:зеркала, профиль артикуляционный, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки, материал для графической записи, буквы разрезной азбуки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
- Объявление темы занятия.
- Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
- Анализ артикуляции по плану.
- Характеристика звука (гласный – согласный, глухой – звонкий, твёрдый - мягкий).
- Связь с буквой.
- Развитие фонематического слуха.
- Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.
- Закрепление звука в словах. Звукослоговой анализ слов с графической записью.
- Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.
- Закрепление звука в тексте.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
Тема: звуки «С» - «З»
Цели:образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование:профили артикуляции звуков, слоговые таблицы, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, разрезная азбука, сюжетные картинки, материал для графического письма.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука.
- Объявление темы занятия.
- Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
- Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.
- Характеристика звуков.
- Связь звуков и букв.
- Развитие фонематического слуха.
- Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
- Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.
- Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
- Дифференциация звуков в тексте.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия при ринолалии
Тема:звук «Ж»
Цели:образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование:зеркала, артикуляционный профиль, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Работа по нормализации моторики нижней челюсти.
- Массаж твёрдого и мягкого нёба.
- Гимнастика для мышц мягкого нёба и задней стенки глотки.
- Массаж лица.
- Массаж губы.
- Мимическая гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика:
- Для губ;
- Для языка.
- Дыхательная гимнастика (формирование диафрагмального дыхания, силы
ротового выдоха, дифференциации ротового и носового дыхания).
- Работа над голосом.
- Объявление темы.
- Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
- Развитие лексико-грамматической стороны речи.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия при дизартрии
Тема:звук «С».
Цели:образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование.
Ход занятия:
- Организационный момент с психотерапией.
- Общее расслабление.
- Развитие общей моторики.
- Развитие мелкой моторики.
- Массаж лица.
- Развитие мимических мышц.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Работа над развитием дыхания и голоса.
- Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
- Формирование лексико-грамматической стороны речи.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия по коррекции ОНР – III уровня
Тема:игрушки
Цели:образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
- Развитие зрительно-пространственной ориентации:
- Развитие общей моторики;
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие дыхания и голоса.
- Объявление темы.
- Развитие фонематического слуха.
- Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
- Работа со словами. Звукослоговой анализ слов с графической записью.
- Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятия.
Схема групповых занятий при заикании
Тема:
Цели:образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование.
Ход занятия:
- Организационный момент с психотерапией.
- Общая моторная зарядка:
- Снятие мышечного напряжения;
- Привитие умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
- Преодоление двигательных уловок.
- Речевая зарядка:
· Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительность, плавность);
· Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;
· Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих
артикуляционных движений.
- Координация речи с движением (воспитание темпа, плавности и ритма речи).
- Работа по закреплению навыков правильной речи:
· Сопряжённая форма;
· Отражённая форма;
· Вопросно-ответная форма;
· Самостоятельная форма.
- Домашнее задание.
- Итог занятия и оценка работы с психотерапией.