Особенности воспитательного процесса

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.

Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей и сотрудничеством при их достижении.

Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.

Система воспитания во многом зависит от закономерностей, которые определяюторганизацию воспитания и педагогическую инструментовку воспитательногопроцесса и дают более или менее конкретное представление о том, как онодолжно осуществляться на практике. К этим закономерностям относятся следующие: 1. воспитание личности происходит только в процессе включения ее вдеятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностноеразвитие человека происходит только благодаря "присвоению" им общественногоопыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от негосоответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, емунеобходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать у неготрудолюбие, коллективизм, не вовлекая его в трудовую деятельность, вмежличностные отношения и решение коллективных дел.Поскольку, однако, целью воспитания является всестороннее и гармоничноеразвитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включатьучащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:Ø Учебно-познавательная и технически-творческаядеятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и техническогоразвития;Ø Гражданско-общественная и патриотическая деятельность,связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;Ø Общественно полезный, производительный труд, формирующийстремление к созидательной деятельности и цементирующий развитии всех другихсторон развития;Ø Морально-воспитательная и нравственно-практическаядеятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками,инвалидами и т.д.);Ø Художественно эстетическая деятельность, способствующаяэстетическому развитию;Ø Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массоваяработа, обеспечивающая физическое развитие.Если тот или иной школьник не принимает участия, например, в спорте,техническом творчестве или общественно полезном труде, он и не будетразвиваться в этих направлениях.Необходимость взаимосвязанной организации всех названных видов деятельности какпредпосылки всестороннего развития личности является существеннойзакономерностью воспитания 2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности ворганизуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем,что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии,если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Примеровтому много.Школьники или студенты успешно овладевают знаниями и развивают своиумственные способности, лишь проявляя прилежание и старательность в учебно-познавательной деятельности Равным образом собственная активность личностиопределяет ее развитие в области физкультурно-оздоровительной, морально-познавательной, нравственно-практической и художественно-эстетическойдеятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности безохоты, или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически его неразвивает. Вот почему правильно говорится можно силой привести лошадь к воде,но нельзя силой заставить ее пить и человека, как отмечал Л.В.Занков, нельзясилой заставить впитывать знания, овладевать культурой. 3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение кличности в сочетании с высокой требовательностью. Психологическойосновой этой закономерности является то, что характер отношений педагога квоспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние(эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на еедеятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением,доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогдавоспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихсяположительную реакцию и стимулировать их деятельность.В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут насебе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагогабудет вызывать у последнего отрицательные переживания и лишатьсяположительного воспитательного эффекта. Это, однако, не означает, чтопедагогу следует "подделываться" под учащихся, заигрывать с ними и потакатьих прихотям. В воспитательной работе уважительное и заботливое отношение кдетям должно сочетаться с высокой требовательностью, поддержаниемнеобходимого порядка в работе и поведении. 4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимся перспективыих роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этойзакономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения всознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов,которых он хочет достичь в своем развитии (П.К.Анохин). Сущность этой идеисостоит в том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результатызаранее программируются в его сознания и таким образом направляют и стимулируютее 5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительныекачества учащихся. Психологической основой этой закономерности являетсято, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннегоразвития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они впроцессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требует от нихбольшого напряжения физических сил и нервной энергии. Это напряжениеусугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать новыми способамидеятельности, изменять и совершенствовать усвоенные стереотипы поведения. Невсем это дается легко.В силу физических и психических различий, а также особенностейпредшествующего опыта деятельности каждый школьник развивается по-разному. Уодних этот процесс происходит более интенсивно, у других - медленнее, утретьих бывают неудачи и срывы. И если они повторяются, приобретаютустойчивость, то, как уже отмечалось, учащийся чувствует, что он отстает всвоем развитии, а "ситуация ожидания" радости от успехов сменяется для негоразочарованием, становится недостижимой, что, как правило, ведет кпассивности, к переживанию чувства изолированности в коллективе ипсихологического дискомфорта. В результате у части таких школьниковнаблюдается отставание в учебе, снижается дисциплина и общественнаяактивность. Такие учащиеся зачастую оказываются в центре внимания сверстникови учителей, а их недостатки обсуждаются на собраниях, подвергаются критике ит.д. 6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальныеособенности учащихся. На поведении и развитии личности, так или иначе,сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности. Например, в младшихклассах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, ихличностное формирование происходит главным образом под непосредственнымвлиянием учителя. В подростковых же классах, где осуществляется интенсивноеразвитие самосознания учащихся, воспитание носит более опосредованный характери его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждаетучащихся к самовоспитательной работе.Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенностиумственного, физического и нравственного развития учащихся, их реакция навнешние воздействия. Один школьник отличается спокойным, уравновешеннымхарактером, чутко реагирует на замечания, в отношениях с педагогами исверстниками проявляет благожелательность и уважение. Другой же, наоборот,обладает повышенной раздражительностью, проявляет резкость в общении сдругими людьми, не умеет поддерживать хороших товарищеских отношений. Все этодолжно находить соответствующее отражение в воспитании. Учащиеся суравновешенным характером легче вовлекаются в совместную деятельность,быстрее утверждают свое личное достоинство и более интенсивно развиваются.Школьники же с повышенной раздражительностью требуют к себе большей чуткости,уважения и деликатности со стороны сверстников и педагогов. 7. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующихположения.Первое из них состоит в том, что важной целью школьного воспитания являетсяформирование личности в духе коллективизма, развитии у нее товарищеских черти качеств. Естественно, что эта цель может быть достигнута только приусловии, если личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровомв социальном и духовном отношениях сообществе.Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишьличным влиянием педагога на каждого воспитанника. Воспитание по принципупарного воздействия: педагог-воспитанник А.С.Макаренко считалнедостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влияниемколлектива, который но только обеспечивает свободу и защищенность личности,но и обогащает ее тем, что выступает как носитель здоровой морали иаккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетическихотношений. Вот почему в процессе педагогической работы необходимо создаватьздоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его дляразностороннего развития учащихся. Без такого коллектива трудно рассчитыватьна высокую эффективность воспитания. 8. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованностипедагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. Школьники, как правило, находятся под воспитательным влиянием не одного, анескольких учителей. В их воспитании активное участие принимают детские июношеские организации, а также семья и общественность. Нетрудно представитьсебе, что если все зги влияния не будут сгармонированы и будут действовать вразличных или тем более в противоположных направлениях, воспитательная работане будет давать желаемого эффекта. Гумманизация воспитания. К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, ещеодин важный принцип — гумманизации. Он требует:1. Гуманного отношения к личности воспитанника;2. Уважения его прав и свобод;3. Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированныхтребований;4. Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда онотказывается выполнять предъявляемые требования;5. Уважения права человека быть самим собой;6. Доведения до сознания воспитанника конкретных целей еговоспитания;7. Ненасильственного формирования требуемых качеств;8. Отказа от телесных и других унижающих честь и достоинстволичности наказаний;9. Признания права личности на полный отказ от формирования техкачеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям(гуманитарным, религиозным и др.).Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит «Все люди рождаютсясвободными и равными в своем достоинстве и правах». Они наделены разумом исовестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Видя ввоспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель недолжен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, нобороться за их лучшее будущее вместе с ними Личностный подход.Во всех педагогических руководствах подчеркивается значе­ние двух принципов:учета возрастных особенностей воспитан­ников и осуществления воспитания наоснове индивидуально­го подхода. Психолого-педагогические исследованияпоследних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столькознание воспитателем возраста и индивидуальных осо­бенностей, сколько учетличностных характеристик и возмож­ностей воспитанников. Личностный подходпонимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важныедля воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностныеориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивыдея­тельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, нииндивидуальные особенности личности (характер, темпера­мент, воля и др.),рассматриваемые изолированно от назван­ных ведущих качеств, не обеспечиваютдостаточных оснований для высококачественного личностно ориентированноговоспи­тания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направлен­ностьличности, безусловно, связаны с возрастом и индивиду­альными особенностями.Но только приоритет главных лич­ностных характеристик выводит на правильныйучет данных качеств.Принцип личностного подхода в воспитании требует, что­бы воспитатель:1. Постоянно изучал и хорошо знал индивиду­альные особенноститемперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;2. Умел диагностиро­вать и знал реальный уровень сформированноститаких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,установки, направленность личности, отношение к жизни, тру­ду, ценностныеориентации, жизненные планы и другие;3. Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него ивсе усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающейпрогрессивное развитие лично­сти;4. Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешатьдостижению цели, а если эти причины не уда­лось вовремя выявить и устранить —оперативно изменял так­тику воспитания в зависимости от новых сложившихсяусло­вий и обстоятельств;5. Максимально опирался на собственную активность личности;6. Сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборецелей, методов, форм самовоспитания;7. Развивал самостоятельность, инициативу, самодея­тельностьвоспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлялведущую к успеху деятельность.Комплексное осуществление этих требований устраняет уп­рощенность возрастного ииндивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, аглубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственныхотношений. При личностном подходе учет возрастных и индивидуаль­ных особенностейприобретает новую направленность. Диаг­ностируются потенциальные возможности,ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятныевозможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшемшкольном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тембольше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется егоавторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрастевоспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду,дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую,открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, актив­ныи инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должныбыть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшеестремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развиваютвысокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущиерезультаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальныхвозможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения свозрастом пластичности нервной системы, нарастания психологическойсопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю,чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи,характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельноизучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желаетдобиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии,средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств неможет быть полным и конкретным.Учитывая возросший уровень знаний современных школь­ников, их разнообразныеинтересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только вобласти своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общейкульту­ры, должен быть для своих воспитанников высоким приме­ромнравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковомвозрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание,организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнемразвития воспи­танников, пока вредные привычки не успели укорениться в ихдуше. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы.Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести кразочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностномувыполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычкаобходиться полудостигнутым.Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностныхкачеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельностии поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его наудовлетворение личностных и общественных потребностей.Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивиду­альный подход требуетсялишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения.Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзязабывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться инеблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подо­зревать в этом никого и никогдане следует, но внимание не­обходимо уделять всем.Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложнои не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайтеего своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путьдиагностики глубинных качеств. Единство воспитательных воздействийЭтот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи иобщественности или, в другом вариан­те, принципом совместной деятельностиучителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающихпоколений, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты,причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникамсогласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя иусиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилийне достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляютсякрыловским персонажам — Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянуливоз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, апротиводействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этомиспытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, закем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влиянийправильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил,увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единствавос­питательных воздействий. Правила реализации принципа помогаютвоспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей,окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллективаи т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классномуколлективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить ио других сферах воспитательного воздейст­вия. Очень важно, чтобы требования,исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили однодругому.2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимностьотношений, индивидуальность воздейст­вий, неповторимость подходов к воспитаниюв сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знаютзначительно лучше воспитателей, никакими другими педагоги­ческими воздействиямизаменить нельзя. Недаром большинст­во педагогов согласны с формулой —по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюдатребование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее прирешении всех воспитательных задач, тщательно согласовы­вать воспитательныедействия. Проверенное средство связи школы с семьей — дневник школьника. Педагогическиправильное ведение этого докумен­та позволяет эффективно координироватьусилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались отдневни­ков, в других учителя не обращают внимания на то, что ребята ведутдневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи —индивидуальные компьютерные карточ­ки, используемые в западных школах, врядли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно, наоборот, повысить рольднев­ника, сделав его главным оперативным документом, отражаю­щим текущуюжизнь школьника.3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иногопути, как культивировать у себя те каче­ства, которые они хотели бы прививатьсвоим детям.4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когдавоспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семьяотрицательно относится к требова­ниям воспитателей. Часто родители сводят нанет усилия педа­гогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у нихпотребительскую психологию. Устранять недоразумения следу­ет, опираясь не нато, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.5. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллек­тива, общественныхорганизаций, критикует поступки и действия других воспитателей и т. п. Всеэто не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений,личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходимостиподдерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитетуколлектива.6. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системывоспитания как на занятиях, так и во вне-учебное время. Систематичностьпроцесса воспитания обеспе­чивается соблюдением преемственности ипоследовательности в формировании черт личности. В воспитательной работеследует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормыповедения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должныусложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье,консультируя родителей.7. Способ достижения единства воспитательных воздействий — координация усилийпричастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почемувоспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление ивосстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми:работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.

Общественная направленность воспитания

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общес-гнный институт,

призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и

примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к

неуклонному именению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные

времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую

общественную, то государственную, личностную направленность. В

отечественной педагогике также неоднократно изменялся. От общего

принципиального положения — воспитание должно готовить человека к активной

общественной и счастливой личной жизни — сохранилось мало. Опираясь на этот

принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь

идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано

на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов

власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и

действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип

требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания

подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией

воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально

необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства,

воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если

государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также

согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа

естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При

рассогласовании целей государства. общества и личности реализация принципа

затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного

фактического материала для полноценного воспитания. Школа — не

госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система,

призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере,

как общее и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою

школы. Школа как общественно-государственный» институт не может жить только

на государственном дыхании, рано или поздно общество вновь должно прийти к

ней на помощь. Должна быть преодолена отчуждённость общества от школы и

школы от общества , изолированность школы от процессов, происходящих в

общественной жизни, а также узость и корпоративность профессиональных

педагогов. Педагоги должны осознавать себя не монополистами, а лишь

уполномоченными народа в деле воспитания.

Для преодоления процесса огосударствливания школы в развитых странах

создана сеть частных ( общинных)школ, реализующие цели определённых слоёв

общества, которые могут и не совпадать с государственными. И, несмотря на

то, что обучение в государственных школах бесплатное, а в частных —

платное, большинство населения (от 50 до 80— 85% в различных странах)

предпочитает платить за возможность воспитания своих детей на общественно-

личностных

ценностях.

Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться

практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками.

| При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо

воспитание осуществляется прежде всего в процессе (полезной деятельности,

где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт

поведения и общения. Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная,

игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела

воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные

мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и

деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой

воспитательный эффект.

В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию

разнообразной общественнополеэной деятельности с целенаправленным

формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного

просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться

полезными практическими делами, положительным социальным опытом в

общении и совместной деятельности с другими людьми.

К сожалению, опыт эффективного гражданского воспитания у нас утерян,

приходится обращаться к своему прошлому, зарубежным воспитательным

системам, накопившим немало иного в этой области. «Главная задача школы —

воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты ,уважают

законы государства» (Г. Форд, бывший президент США). На достижение этой

цели в школы направляются значительные финансовые средства. Президент США

Клин тон победил на выборах именно потому, что пообещал избирателям вложить

в развитие системы образования в четыре раза больше средств, чем его

соперник.

Один из эффективных путей реализации принципа - введение специальных

школьных предметов и наполнение соответствующим содержанием других школьных

дисциплин на практику американской школы, например, прочно воплощается

преподавание мини-курсов продолжительностью от двух недель до нескольких

месяцев, таких, как «Отношения между странами», «Социальные проблемы» и

т.п. Для всех классов созданы подготовленные видными специалистами учебные

пособия: «Закон и американское общество» (для IX — XI классов), «Выдающиеся

процессы Верховного суда» для VII -VIII классов), «Важнейшие статьи

Конституции» (для XI класса) и многие другие. Издаются тематические серии,

состоящие из нескольких учебников: «Закон и город», «Землевладелец и

арендатор», «Закон и потребитель», «Бедность и процветание», «Преступление

и правосудие» и т.д.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:

• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

Методы формирования сознания личности

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших).

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Примером такого рода рассказов могут быть рассказы Л.Н.Толстого "Косточка", В.А.Осеевой "Сыновья" и др. Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Наши рекомендации