Педагогический контроль и диагностика в обучении
Пед диагностика – подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нормальный и отклоняющийся от норм ход пед процесса.
Функции пед диагностики:
- определение особенностей разв во времени уч-воспит проц в конкр классе или в школе.
-установл зависимости м\ду внутр и внешн усл пед процесса, определение наиб эффект пед средств, форм и спосбов организации уч-воспит работы.
- подтверждение положительных результатов дея-ти,
- внутрення и внешняя коррекция результатов дея-ти;
- прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний учебно-воспитательного процесса и его результатов,
- планирование последующих этапов работы.
Процедура диагностики в обучении: определение объекта; постановка целей; определение критериев и показателей; отбор методов и их применение; анализ результатов; учет результатов диагностики в ходе организации и осуществления процесса обучения.
Контроль — неотъемлемый элемент традиционного учебно-воспитательного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении и воспитании. Это процедура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, ее результатах, установления степени достижения целей обучения и воспитания, проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств. Контроль позволяет корректировать ход учебно-воспитательного процесса, ставить конкретные задачи в дальнейшем обучении и воспитании.
Педагогический контроль предполагает внешнюю обратную связь (обеспечивается педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль, самооценка учащихся).
Реализуя свои функции (диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую), педагогический контроль позволяет привести в систему учебный материал, усвоенный школьниками за определенный период; позволяет выявить успехи и недостатки в учении, определить качество усвоенного материала, его объем и степень понимания учащимися; способствует расширению, углублению и закреплению знаний, умений и навыков; способствует развитию познавательных интересов; повышает ответственность учащихся и учителя за выполненную работу; приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебного задания; формирует определенные нравственные и личностные качества учащихся, взаимоотношения между ними.
В педагогической практике осуществляются разные виды контроля :
Предварительный контроль-Обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках по изучению нового учебного предмета или его отдельного раздела. Его назначение состоит в изучении уровня готовности учащихся к восприятию нового материала. Текущий контроль-непрерывное отслеживание и получение информации о качестве отдельных этапов учебного процесса (для учителя).
Тематический контроль-проводится по завершении изучения большой темы. Его назначение: систематизировать и обобщить материал всей темы; закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета, путем проверки знаний. Итоговый контроль-Завершает значительный отрезок учебного времени (четверть, полугодие, учебный год).
Заключительный контроль-Предполагает аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении. Это выпускные или квалификационные экзамены, которые принимает экзаменационная комиссия.
К организационным (общим) формам контроля относятся: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль. Конкретными (по внешнему выражению) формами контроля являются: контрольныйурок, контрольное практическое занятие, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен.
Контроль осуществляется с помощью разнообразных методов. Методы контроля (самоконтроля) в обучении — это способы выявления результатов учебно-познавательной деятельности учащихся и преподавания. Наиболее распространены в педагогической практике такиеметоды контроля, как:
-Методы наблюдения позволяют установить отношения ученика к тем или иным объектам действительности, к своим учебным обязанностям, учебному труду, выявить интересы, способности ученика и т. п.
-Методы устного контроля: беседа, рассказ, контрольное чтение текста, индивидуальный или фронтальный опрос и другие.
-Методы письменного контроля: написание диктантов, изложений, классных и домашних сочинений, подготовка рефератов, докладов и другие.
- Методы графического контроля: выполнение таблиц, графиков, схем, заданий в контурных картах и другие.
-Методы практического контроля: выполнение контрольных лабораторных работ, опытов, проверка практических умений и навыков и другие.
Важная составная часть педагогического контроля — процесс оценивания деятельности учащихся или педагогов. Под процессомоценивания учащихся понимается взаимодействие педагога или технической системы сучащимися, в результате которого появляется словесная и (или) количественная оценка.
Отметка — это результат процесса оценивания, количественный показатель (в баллах) оценки результатов учебной деятельности учащихся, который фиксируется в документах.
Основные требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся: всесторонность оценки успеваемости, ее значимость и дифференцированный характер; гласность и обоснованность, ясность критериев оценки знаний; сочетание оценки учителя с самооценкой и взаимооценкой. Оценка включает в себя ряд показателей работы ученика: фактическое состояние знаний, правильность, полнота, точность знаний, знание литературы, самостоятельность, инициативность и творческий подход.
В 2002—2003 учебном году в общеобразовательных учреждениях Беларуси была введена десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Основными целями ее введения были: повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся, ее результатов; обеспечение социальной защищенности личности учащихся; реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умерши, навыков с учетом индивидуальных свойств и качеств личности; создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению; обеспечение условий для адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся.