Педагогическая профессия

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта.

В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей – в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению. Совершенствование общества и повышение уровня трудовой деятельности содействовало необходимости большей организации обучения и предоставление этого определенным людям. Так, постепенно формировалась определенная группа людей – воспитатели и учителя. При этом понятие «воспитание» появилось значительно раньше понятия «обучение», это объясняется тем, что осознание людьми наличие знаний и умений как определенной ценности произошло гораздо позже, чем потребность в адаптации детей к жизни в условиях окружающей среды, что первоначально являлось главной задачей воспитания.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель – это воспитатель, наставник.

У всех народов и во все времена существовали особенно авторитетные, выдающиеся учителя и деятели педагогической науки. Так, в Китае великим учителем считали Конфуция, его учения не подвергались сомнению и обсуждению. Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, ему принадлежит введение таких повсеместно используемых понятий, как «класс», «урок», «каникулы», «обучение». Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци проявлял активную заботу о детях-сиротах, не оглядываясь на затраты и собственные потребности. Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Он особо указывал на важность роли учителя в развитии и формировании нравственной, гуманной личности человека.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение. Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Основными сложностями на пути достижения необходимого для полноценной учебно-воспитательной деятельности контакта учителя с учениками является традиционное следование авторитарной системе обучения или недостаток опыта, сопровождающийся отсутствием определенной линии поведения сопряженное с постоянным поиском правильной педагогической позиции. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. В процессе развития педагогической профессии, у нее обозначились две социальные функции: адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся социуме. Содержание адаптивного воспитания человека зависит от времени и различных политических и общественных состояний. Гуманистическая направлена на гармоничное, полноценное развитие человека с учетом его индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности, педагог является хранителем человеческой личности, как величайшей ценности, остающейся неизменной при любых условиях. Обе эти функции должны реализовываться в комплексе, каждая из них играет важную роль в формировании личности.

Коллективный характер педагогической профессии имеет свои особенности. В отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, педагог должен не только руководить и управлять, но так же сотрудничать. То есть конечный результат работы педагога зависит не только от его действий, но и от воздействий на ученика или ученический коллектив других педагогов, родителей, товарищей и множества окружающих факторов. Для организации активного и целенаправленного функционирования ученического коллектива требуется много усилий и педагогический опыт.

Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Доля творчества в работе педагога определяет его вклад собственных возможностей, способностей и усилий в свою деятельность. Педагогическое творчество имеет обширную область применения и охватывает такие стороны педагогической деятельности, как планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Опыт исследований в этой области показывает, что наибольшее творчество проявляют учителя опытные, имеющие большое количество накопленной информации для исследований, анализа и выработки на основе этого нестандартных решений. Существуют некоторые наиболее общие правила эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач. Творчество педагога может проявляться не только в процессе реализации учебно-воспитательного процесса, но так же в собственном развитии и улучшении личных и профессиональных качеств.

7.

8. в тетради

9.ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах гоминид хабилисов (Человек умеющий) некоторые ученые (Г.Б. Корнетов, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко) относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что хабилисы накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о внутригрупповом взаимодействии, создании и использовании орудий охоты. Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции, однако с известной долей вероятности можно предположить, что этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (от 1,5 млн до 45 тыс. лет назад) появляется новая ветвь в эволюции человека – архантропы, которые обладали зачатками речи, мышления, жили в коллективных сообществах, их мозг по размеру и структуре был близок к человеческому. В общинах архантропов использовались более сложные по технике обработки и назначению орудия труда, производство которых требовало специальных путей передачи опыта, отличающихся от инстинктивного подражания взрослым. Наряду с этим развивалась охота на крупных животных, что обусловило необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

К этому же периоду относится появление палеоантропов – самых близких известных предков Человека разумного. Около 250 тыс. лет назад в сообществах палеоантропов дифференцируется и усложняется процесс охоты: племя начинает охотиться на определенный вид животных. Предок человека переходит к подлинному труду и его разделению по половому признаку, вследствие чего появляется дифференциация в содержании подготовки мальчиков и девочек. Археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что воспитание у палеоантропов осуществлялось в процессе бытового общения, трудовой и охотничьей деятельности, религиозно окрашенных ритуалов. При этом ритуалы выступают в качестве образцов поведения и способов действия в ситуациях, связанных с охотой, и несут ярко выраженную эмоциональную окраску.

В период приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюцию социальных отношений и хозяйственной деятельности. В результате появляется новая ступень в развитии человечества – Человек разумный. Таким образом, к периоду 45–40 тыс. лет назад воспитание окончательно выделяется как специализированная социальная функция, чему способствует постоянное усложнение и накопление социального опыта, требующего специальных форм и методов его передачи.

На втором этапе (40–10 тыс. лет назад) в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах. Образ жизни человеческой общины в этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду, формируется родовая община с социальным равенством всех ее членов. В ранней родовой общине, жившей по преимуществу охотой и рыбной ловлей, воспитанием занимается практически все взрослое поколение. Молодежь органично вливается в процесс жизнедеятельности общины, в ходе которого и осваиваются необходимые знания и умения.

Магические ритуалы, в которые включались подростки 10–13 лет, стали одной из первых организованных форм воспитания, поскольку они способствовали физическому развитию подрастающего поколения и обучению его элементарным навыкам (подражание повадкам животного, имитация последовательности движений охотника или рыболова и т. п.). Среди первых средств воспитания можно назвать игрушки-тотемы, орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей. Опыт трудового и социального поведения подростки получали в играх, ритуальных танцах, в качестве мощного регулятора поведения использовались запреты – табу и словесные приемы – одобрение или неодобрение.

На третьем этапе (от 10 до 8 тыс. лет назад) в результате дальнейшего усложнения хозяйственной и, как следствие, социальной жизни общины появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Инициация предполагала целый комплекс испытаний, их успешное прохождение было жизненно важным условием дальнейшего существования молодого человека, поэтому подготовка к своеобразному экзамену на зрелость была тщательной и довольно продолжительной (в некоторых общинах заканчивалась в 15–20 лет). При всем разнообразии обрядов, входивших в инициацию, в их содержание обычно включались испытания на знания и умения ведения хозяйственной деятельности, мужество и физическую подготовленность – у юношей, навыки ведения домашнего хозяйства – у девушек. Для успешного прохождения инициации требовалась длительная подготовка, включающая изучение мифов, песен, легенд, навыков охоты и рыбалки, умений трудовой деятельности, выработку смелости, ловкости, воли и т. д. В специальных «домах молодежи» юноши упражнялись в этих видах деятельности под руководством наиболее опытных и уважаемых членов общины, что привело к выделению группы лиц, которые стали, помимо прочего, выполнять и задачи воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.

10.в тетради

11. в тетради

12.в тетради

13.в тетради

14.в тетради

15. в тетради

Дом радости

Викторино де Фильтре

Итальянский педагог Витторино де Фельтре был сыном бедного нотариуса. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Падуе же началась его педагогическая карьер – он преподавал грамматику и математику. Через какое-то время, в 1423 году, герцог Мантуанский Джанфранческо Гонзага предлагает Витторино стать воспитателем его детей. Это стало поворотным моментом в судьбе Витторино. Именно в Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости». Помещение для школы служил красивейший дворец, располагающийся на лоне природы. Дворец был полностью переоборудован под учебное заведение. В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно.

В этой школе Витторино реализовывает программу воспитания и образования, принятой у итальянских гуманистов. В основе этой программы лежит многостороннее и гармоничное развитие ребенка. В нее входит физическая культура – различные упражнения и гимнастика; музыка, танец и пение – как средство формирования художественного восприятия и строгое религиозное и этическое воспитание. В «Доме радости» особо пристально изучались классики античной философии и литературы. При этом Витторино старался учитывать индивидуальные особенности учеников. Были среди учеников школы и девушки.

Витторино всегда пытался раскрыть в ребенке природные задатки и способствовать их развитию. Он стремился сделать занятия в своей школе интересными для учеников, использовал разные методики, в том числе и игры. Он редко применял наказания, старался воздействовать на детей одобрением и похвалой.

Наши рекомендации