Факторы направленного формирования личности
Среда несет ребенку по преимуществу неорганизованные влияния, действующие стихийно и нецеленаправленно. Поэтому полагаться на воздействие одной только среды, даже самой благоприятной для формирования человека, – значит рассчитывать на успех весьма сомнительный, призрачный, ненадежный. Это привело бы к самотеку, к растворению процесса развития личности в общем потоке стихийных, неорганизованных влияний жизни, различных средовых сфер.
Отношения, в которые вступает ребенок со средой, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень, в развитии личности есть одновременно новая форма связи ребенка со взрослыми, подготовлена взрослыми.
Вот почему воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные влияния среды. Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные влияния среды (распущенность, пьянство родителей, грубость педагогов, агрессивность сверстников и т.п.), у детей формируется нравственная стойкость против неблагоприятных воздействий среды. Там, где есть воспитание, достигаются единство и согласованность всех, осуществляющих воздействие на учащихся (школа, семья, внешкольные учреждения, общественность). Там, где есть воспитание, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. С возникновением этого нового субъективного фактора ребенок становится соучастником воспитания и развития себя как личности.
Воспитание «проектирует» личность, преднамеренно и планомерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном направлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления, если воспитание приурочивается к зонам ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Развитие личности идет через собственную деятельность ребенка по освоению окружающей действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, учебно-познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, технической и других видов деятельности по мере постоянного/их обогащения и преобразования на основе общения с людьми ребенок совершает переход от подражания, от действий по образцу, как самых простых проявлений активности, к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, к самовоспитанию.
По существу, деятельность – это ведущий фактор формирования личности, но при этом успешность развития ребенка зависит и от его собственных усилий, от интереса к различным видам деятельности, от самостоятельности и работоспособности ребенка.
Воспитание определяет развитие человека и в то же время зависит от развития, исходит от него. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь.
Какие основные закономерности вытекают из анализа факторов развития и формирования личности?
В самом общем виде формирование личности ребенка можно определить как процесс социализации, т.е. усвоение социального опыта. Человек на основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. Личность в полном смысле этого слова начинается тогда, когда из всего социально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, известной автономией, способностью к саморегуляции, избирательным отношением к социальной среде.
Оставаясь общественным существом, человек вместе с тем выступает как некоторый особенный индивид со своим внутренним миром, со своими особыми психологическими качествами и свойствами. На каждом уровне своего развития ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отношений, выполняет определенные функции и обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знаниями, общественно выработанными нормами и правилами поведения, ребенок формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности – есть расширение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложнение форм деятельности и общения с людьми.
Во взаимодействии ребенка со все более усложняющимися условиями его существования внешние требования постепенно становятся внутренними детерминантами его деятельности и поведения. Через отношения к другим людям человек становится личностью. Осознавая внешние требования общества, детского коллектива, принимая их, он делает их внутренними требованиями к самому себе, к своему поведению. Иначе говоря, на определенном этапе развития личности вступает в силу закономерность, которая обозначается как саморегуляция, самосознание,самовоспитание.
23
Задания для самостоятельной работы
1. Как вы понимаете термины «воспитание», «развитие», «формирование»?
2. Раскройте влияние биологических факторов на развитие и формирование личности ребенка.
3. Можно ли утверждать, что наследственность не зависит от социальных условий жизни ребенка?
4. Что понимается под врожденным фактором развития ребенка?
5. Чем вредно воздействие алкоголя и курения на развитие ребенка?
6. Назовите социальные факторы формирования личности ребенка. Всегда ли социальные условия жизни ведут к формированию желательных для родителей и воспитателей качеств личности?
7. На основе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке покажите влияние общения на развитие качеств личности ребенка.
8. Какова взаимосвязь воздействия на ребенка биологических и социальных факторов? Приведите примеры такого взаимодействия из личных наблюдений или литературных источников.
24Глава 3. ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
В современных условиях развития общества педагогическая наука сосредотачивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим ценностям. Среди этих ценностей ведущее место занимают нравственные, культурные и образовательные. Это прежде всего гуманизм, добро, любовь к ближнему, почитание матери и отца, стремление к знаниям, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность. В последние годы целый ряд ученых к общечеловеческим ценностям относят – Отечество, семью, человека и его здоровье, достижения науки и культуры, труд, образование. Всякая ценность объективна, так как она складывается в процессе социально-исторической практики. Важно отметить, что к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с прогрессом развития общества.
Все эти общечеловеческие ценности становятся побудителями к определенным действиям только в том случае, если они осознаются и принимаются личностью, становятся ее убеждениями и стимулируют ее деятельность. В связи с этим задачи дошкольной педагогики можно рассматривать, как организацию процесса воспитания по осознанию ребенком значимости общечеловеческих ценностей.
Задачи дошкольной педагогики как составной части общей педагогики обязательно учитывают закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. При этом важно помнить, что дошкольное детство – это уникальный период, в котором закладываются основы развития и формирования личности ребенка. Дошкольная педагогика решает такую задачу, как определение содержания, методики и технологии работы с детьми различных возрастных групп.
На каждом возрастном этапе ребенка важно обеспечить разностороннее и полноценное его развитие, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в семье. Дошкольная педагогика на основе психолого-педагогической характеристики ребенка определенного возрастного развития конкретизирует содержание развития и формирования личности, научно обосновывает приемы и средства воспитания и обучения детей.
Согласно точке зрения Л.С. Выготского, при переходе от возраста к возрасту растут и качественно изменяются не только отдельные психологические функции, но и их соотношение, структура. При этом психические функции растут и развиваются неравномерно. Для каждой из них существует свой период оптимального развития, каждый возрастной этап характеризуется специфической структурой личности.
Л.И. Божович, развивая мысль Л.С. Выготского, показала, что на каждом возрастном этапе возникают не только новообразования в сознании детей, но и специфические личностные новообразования, которые характеризуют новый этап в развитии ребенка.
Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития». Это понятие позволяет связать в единое целое процесс психического развития ребенка, формирование его личности и воздействие окружающей среды в конкретно-психологическом возрастном плане.
Дошкольные учреждения стали называться еще и образовательными,кроме того появились новые типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Особенно популярными у родителей являются учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующие общие образовательные программы дошкольного и начального образования.
В связи с появлением новых видов дошкольных образовательных учреждений, перед дошкольной педагогикой встает задача – обосновать основные направления работы дошкольных учреждений по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием обеспечивается по следующим направлениям: развитие любознательности у воспитанников дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей уже в младшем школьном возрасте; формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося; развития коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из направлений учебной деятельности. Таким образом, дошкольная педагогика должна обосновать направления преемственности, определить наиболее эффективные формы совместной деятельности дошкольников и младших школьников.
В настоящее время для дошкольных образовательных учреждений разного вида разработаны специальные программы образовательно-воспитательной работы с дошкольниками. Но, к сожалению, нет преемственности в содержании программ для дошкольников и учащихся начальных классов.
Дошкольная педагогика ставит перед собой задачу – научно обосновать преемственность в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений и начальных классов школы.Эта задача довольно сложная и на протяжении развития дошкольной педагогики как науки всегда являлась актуальной. В настоящее время для решения этой задачи должны быть объединены усилия ученых по дошкольной педагогике и педагогике начального обучения.
В практической работе педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений используются различные программы и учебно-методические пособия. Перед дошкольной педагогикой ставится задача – научно обосновать технологию и методику использования вариативных программ в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками различных возрастных групп.К работе по вариативным программам обязательно-должен быть готов воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Такая работа проводится с педагогическими коллективами на специальных научно-методических семинарах, на курсах повышения квалификации и т.п.
Образование и воспитание детей дошкольного возраста в современном обществе обязательно предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуальный подход как принцип обучения и воспитания в современной теории педагогики называется личностно-ориентированным. Отсюда ясно, что дошкольная педагогика ставит перед собой задачу – разработать содержание и технологию личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании детей на каждой возрастной ступени развития.
Дошкольная педагогика стремится разработать такую методику и технологию образовательно-воспитательного процесса, которая бы обеспечила формирование нравственных качеств личности дошкольников. Отсюда и вытекает задача – дать характеристику нравственных качеств, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства в условиях дошкольного образовательного учреждения, в семье и социуме.
В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятельным компонентом педагогического процесса. Задача дошкольной педагогики состоит в разработке содержания и методов развития, экологической культуры у дошкольников, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.
Педагогический процесс имеет три функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Эти функции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие мышления и познавательных способностей. Задача дошкольной педагогики – разрабатывать более эффективные технологии реализации названныхфункций в процессе работы воспитателя с детьми различных возрастных групп.На решение этой задачи направлены усилия многих педагогов-исследователей, которые разрабатывали различные варианты программ для дошкольных образовательных учреждений. Во многих регионах РФ проводится экспериментальная работа, даются теоретические выводы и методические рекомендации.
Таковы наиболее важные задачи дошкольной педагогики.
27
Задания для самостоятельной работы
1. С чем связано выдвижение задач развития дошкольной педагогической науки?
2. Раскройте понятие «личностно-ориентированная педагогика».
3. Раскройте функции образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
4. Почему перед дошкольной педагогикой поставлена задача, связанная с экологическим воспитанием детей дошкольного возраста?
5. Как вы считаете, достаточна ли подготовка дошкольных работников на стадии обучения в высших и средних учебных заведениях для реализации задач развития дошкольной педагогики?
6. Приведите примеры из литературы или опыта работы по организации процесса нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, в семье и социуме.
Глава 4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Востока, Китая, Египта, Греции, на Руси. Древнегреческий философ Сократ(470–399 до н.э.) – один из родоначальников познания истины с помощью наводящих вопросов. До наших дней этот прием дошел под названием «сократический метод» или «эвристическая беседа». В этих беседах Сократ стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности. Сократический метод познания истины становится началом мудрости. Современник Сократа Демокрит(ок. 460–370 до н.э.) высказывал идеи о природосообразности воспитания и развития детей. В процессе обучения он отдавал предпочтение развитию мышления ребенка, любознательности с помощью разнообразных упражнений, особенно в труде. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы», – учил Демокрит. Выдающийся мыслитель Древней Греции Платон(427–348 до н.э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и воспитания граждан. Платон предлагал следующую организацию образования: • с 3 до 6 лет дети собираются для совместных игр под руководством женщин; • с 6 до 12 лет дети учатся чтению, письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах в государственных школах; 29 • с 12 до 16 лет юноши обучаются в палестре – школе, где основное внимание уделяется всестороннему физическому развитию; • с 16 лет в центре внимания становятся такие предметы, как арифметика, астрономия, геометрия, что способствует военной подготовке; • с 18 до 20 лет юноши получают специальную военно-физическую подготовку. Платон предлагал и некоторые методики работы с воспитуемыми. Например: «Насильственно не преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Ученик Платона философ Аристотель(384–322 до н.э.) развивал свою теорию воспитания свободорожденных граждан. Воспитание, по Аристотелю, есть единый процесс, имеющий три стороны: физическое воспитание, нравственное и умственное. Аристотель предпринял первую попытку в истории педагогической мысли дать возрастную периодизацию воспитания и образования. Он выделил три периода возрастного развития: • от рождения до 7 лет; • от 7 лет до наступления половой зрелости (14 лет); • от 14 лет до 21 года. Именно Аристотель обратил серьезное внимание на воспитание детей дошкольного возраста и особенно игровой деятельности. Аристотель видел в воспитании средство укрепления государственного строя, оно должно быть «заботой государственной, а не частной инициативы». Так же, как Аристотель, римский оратор и педагог Квинтилиан(42–18) большое внимание уделял дошкольному воспитанию. Важным средством воспитания он считал игру. В шесть лет ребенка необходимо начинать учить, но обучение должно быть интересным для него, чтобы не отвращать его от этого важного занятия. Большую известность получила педагогическая деятельность педагога-гуманиста эпохи Возрождения итальянского профессора Падуанского университетаВитторино да-Фельтре.Он организовал свою школу, названную «Дом радости». Школа находилась в непосредственной близости от природы. В этой школе большое внимание уделялось всестороннему развитию детей. 30 В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу ^ Яну Амосу Коменскому(1592–1670). Он обосновал теорию образования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен развиваться по законам природы..Коменский разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка, каждому из которых должна соответствовать своя школа. Неоценимое значение до сих пор имеет труд Я.А. Коменского «Великая дидактика». Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его работа «Материнская школа». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы. Коменский определил, что должен познать ребенок в первые шесть лет. Так, по существу, появилась программа знаний и умений, которые дети должны приобрести в первые шесть лет. В книге описываются и методы воспитания детей. Последняя глава называется «Каким образом родители должны готовить своих детей к школе». Содержание этой главы не потеряло своей актуальности и сегодня. Коменский горячо любил детей и постоянно подчеркивал необходимость уважительного отношения к ребенку. Особое место в истории педагогической мысли занимают труды известного философа и писателя XVIII в. ^ Жан-Жака Руссо(1712–1778). Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Он требовал считаться с интересами ребенка, не подавлять его свободы. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким. Руссо выделил три источника воспитания: природу, людей и окружающие вещи. Педагог-практик, теоретик и публицист ^ И.Г. Песталоцци(1746–1827) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий. 31 Именно он высказал идею развивающего обучения, которое давало бы пищу всем органам человека: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Природосообразность он понимал как «совокупность определенных задатков, которые отличают человека от всех прочих существ на Земле...». Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери. Он считал, что любовь матери к младенцу – основа его спокойствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности. Видное место среди педагогических идей прошлого занимают идеи ^ Роберта Оуэна(1771–1858). В 1816 г. он создает воспитательно-образовательное учреждение, в котором воспитывались дети от года и до 10 лет. Причем дети от года и до пяти лет воспитывались в детской школе, где было два отделения. Фактически это было учреждение для детей дошкольного возраста. Воспитание в детской школе заключалось в расширении представлений ребенка об окружающей среде, в развитии чувства товарищества. Много времени отводилось детским играм, гимнастике, танцам, пению. В дошкольном отделении школы Р. Оуэна осуществлялось физическое воспитание, которое сопровождалось прогулками на воздухе, экскурсиями, гимнастикой. Свои мысли об организации воспитания он изложил в книге «Опыты об образовании характера». Огромное влияние на развитие педагогической теории и практики России второй половины XIX в. и на все последующие годы оказала педагогическая деятельность К.Д. Ушинского(1824–1870). К.Д. Ушинскому принадлежит заслуга в постановке и разработке многих важнейших вопросов педагогической теории и практики. К.Д. Ушинский обосновывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, историю, традиции, фольклор. Рассматривая язык важнейшим компонентом народности, Ушинский разрабатывал учение о родном языке. Родной язык он считал «величайшим народным наставником». Он настаивал на обучении детей родному языку и создал для этого книгу «Родное слово», которая переиздавалась уже 150 раз. 32 Важное место в педагогической системе Ушинского занимает дидактика. Свое дидактическое учение он строил на психологической основе, стремясь преодолеть разрыв между обучением и воспитанием детей. При этом он подчеркивал, что обучение есть лишь средство воспитания, поэтому оно должно носить воспитывающий характер. Он впервые в педагогике обосновывает принцип – воспитывающего обучения. К.Д. Ушинский является родоначальником обоснования психологических основ обучения и воспитания, анализ которых изложил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания». Он постоянно подчеркивал значение игры в жизни ребенка. В частности замечательный педагог писал: «В действительной жизни дитя – не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями». Можно сказать, что специальных работ о развитии дошкольной педагогики в характеризуемые нами годы нет, но в каждом труде представителей зарождающейся педагогики как науки особое внимание обращается на детей дошкольного возраста, на роль матери в воспитании, предлагаются некоторые методики работы с детьми, обосновываются отдельные принципы воспитания и обучения. |
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 26
Детские сады в России
Первый детский сад в России был открыт в 1859 г. в Гельсингфорсе. Затем появился детский сад в Петербурге, позже детские сады стали открываться в Москве, Николаеве, Одессе, Смоленске, Иркутске и других городах. Они открывались частными лицами, были платными и предназначались для детей привилегированных классов. Для детей рабочих открывались детские сады на средства благотворительности.
Опыт работы воспитательных домов появился в Москве, а затем в Петербурге в 1763 г. по инициативе и под руководством известного деятеля просвещения И.И. Бецкого.
В этих воспитательных домах находились дети от рождения и до 18 лет. До 2-х лет дети жили в деревне у кормилиц, а позже поступали в воспитательный дом. В работе с детьми большое внимание уделялось физическому воспитанию.
Часто детские сады включали и начальную школу. Программы в каждом случае составлялись свои. Детский сад-школа ^ Е.П. Смидович находился в хорошем помещении, был прекрасно оборудован, особенно материалами для детского конструирования.
В группах детского сада по желанию родителей детей обучали чтению, письму, счету, В теплое время года многие занятия с детьми проводились на воздухе. Уровень развития детей детского сада был выше, чем у детей, которые не посещали детский сад. Свой опыт о воспитании детей Е.П. Смидович изложила в книге «Детский сад», которая вышла в 1907 г.
В начале 1870-х гг. появилась книга ^ Е.Н. Водовозовой (1844–1923) «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста». Это одно из серьезных исследований по вопросам дошкольного воспитания.
Е.Н. Водовозова считала необходимым всестороннее воспитание детей – физическое, нравственное и умственное – в их взаимосвязи и говорила о подготовке детей к школе.
Известный вклад в дошкольное воспитание внес замечательный педагог второй половины XIX – начала XX в. ^ П.Ф. Каптерев. Он считал детский сад первой ступенью в общественном воспитании детей.
Каптерев предлагал принимать в детский сад малышей с 4 лет, так как считал, что трехлетние дети еще не владеют речью, физически очень слабы, нуждаются в постоянной материнской заботе.
Каптерев предъявлял высокие требования к педагогам и воспитателям. Они должны были обладать большими знаниями, иметь интерес к природе, петь, рассказывать, говорить четко и ясно, уметь наблюдать детей. Кроме того, считал Каптерев, педагоги и воспитатели должны знать анатомию, физиологию, гигиену, психологию и педагогику детского возраста, историю культуры, знать детскую литературу.
Важную роль в развитии общественного дошкольного воспитания в России сыграл замечательный педагог, теоретик и практик ^ С.Т. Шацкий (1878–1934).
Его педагогическая деятельность началась в 1905 г. с организации первых клубов для детей рабочих. Он создал (вместе с архитектором Зеленко) общество «Сетлмент», а позднее «Детский труд и отдых», одним из направлений деятельности которого была работа с детьми дошкольного возраста. После революции С.Т. Шацкий принял активное участие в строительстве новой школы. Он возглавил Первую опытную станцию, задачей которой была разработка содержания, форм и методов деятельности новой школы. При опытной станции существовал дошкольный отдел, деятельность которого была направлена на разработку содержания и методов воспитания детей в дошкольных учреждениях, на поиски путей подготовки воспитателей для работы с детьми и повышения их квалификации.
Таким образом, в России всегда ряд общественных деятелей педагогов-исследователей и практиков стремились обосновать воспитание дошкольников в специальных учреждениях для детей различных возрастных групп и при этом в их работах важное место отводится педагогам и воспитателям дошкольных образовательно-воспитательных учреждений.
^ Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте взгляды на воспитание и обучение детей дошкольного возраста педагогов и общественных деятелей прошлых столетий. Приведите их высказывания по вопросам воспитания и образования.
2. Раскройте основное содержание работы Я.А. Коменского «Материнская школа».
3. В чем заключается педагогическое новаторство К.Д. Ушинского?
4. Изложите взгляды отечественных педагогов, заложивших основы дошкольного воспитания.
5. Раскройте историю открытия детских садов в России.
Глава 5. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Законе об образовании РФ. Более широко – это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества в разнообразных видах внеучебной и учебной деятельности детей.
Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. В России сфера образования признается приоритетной. Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах:
• гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;
• единство в условиях многонационального государства, защита национальных культур, культурных традиций народов России;
• общедоступность, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников, учащихся;
• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
Реализация этих принципов предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей во всех сферах образования, творческий характер их деятельности.
^ Гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования:
– возможность получения образования на территории России независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости. Возможные ограничения на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом;
– получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах Государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Если, например, гражданин на конкурсной основе поступил в университет и закончил его, то второе высшее образование он может получить платное;
– для граждан с отклонениями в развитии создаются условия и специальные педагогические подходы для получения образования, коррекции нарушения развития, социальной адаптации;
– гражданам, проявляющим выдающиеся способности, государство содействует в получении элитарного образования, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий.
В Российской Федерации устанавливаются ^ Государственные образовательные стандарты, определяющие в обязательном порядке минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки в учебных заведениях.
Государственные образовательные стандарты являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников всех типов образовательных учреждений. Общеобразовательные стандарты призваны фиксировать базовый объем содержания учебных программ и формулировать требования к качеству обучения школьников. Родителям учащихся предоставляется право требовать от образовательного учреждения и государства выполнения взятых на себя обязательств.
В Законе Российской Федерации об образовании (1992) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Содержание образования сверх указанной минимальной нормы имеют право определять образовательные учреждения. В связи с этим в Государственном образовательном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
^ Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в мировую культуру. Национально-региональный компонент определяет нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Школьный компонентустанавливает содержание образования в связи со спецификой отдельного образовательного учреждения.
Содержание общего среднего образования регламентируется определенными нормативными документами – учебные планы образовательных учреждений разного типа и вида; учебные программы по всем учебным предметам.
Существуют базисные учебные планы, они составляются на основе Государственного образовательного стандарта и служат основой для разработки типовых и рабочих учебных планов.
Учебные программы – нормативный документ, который раскрывает содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.