СЕМИНАР № 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Цель: Ознакомить студентов с предметом социальной педагогики, исследующей воспитание подрастающего поколения в микросреде, углубить теоретические познания сущности принципов социальной педагогики.

ПЛАН

1. Социальная педагогика как интегративная наука.

2. Объект и предмет исследования социальной педагогики.

3. Определение понятий «социальное воспитание», «социальное образование», «социальное обучение».

4. Прикладные задачи социальной педагогики.

5. Функции социальной педагогики.

6. Понятия «принцип» и «правило».

7. Специфика и особенности отражения принципов в социально-педагогической деятельности.

Основные понятия:

Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, объектом исследования которой является ребенок, а предметом изучения – закономерности социализации ребенка.

Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации.

Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действительности социального развития, воспитания конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, воспитание.

Природосообразность – воспитание, обучение и социализация ребенка должны исходить и строиться на основе законов физического и психического развития детей.

Культуросообразность – процесс воспитания и социализации детей должен строиться на основе духовной и материальной культуры данного общества и народа.

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность ребенка как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, принципы равенства и справедливости – нормой отношений между людьми.

Милосердие – способность откликаться на чужую боль, стремление бескорыстно помогать людям и прощать их.

Принцип целостности – связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармонического развития личности как существа биосоциального и экзистенциального.

Задание 1: Сопоставьте определения социальной педагогики из различных пособий по социальной педагогике.

Задание 2:

1. Сравнить характеристику принципа природосообразности в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинского. Найдите общее и различия в их высказываниях (приложение № 2).

2. Сравните принцип культуросообразности в высказываниях А. Дистервега и К.Д. Ушинского. Найдите общее и различия в их высказываниях (приложение № 2).

3. Решение социально-педагогических задач по реализации принципов социальной педагогики (по усмотрению преподавателя).

1. Сравните характеристику принципа природосообразности у разных педагогов.

Я.А. Коменский: «Поскольку каждому близко к сердцу благо его потомства, а руководителям человеческих дел в политическом и церковном управлении – благополучие человеческого рода, поскольку пусть все примут меры, чтобы начинать насаждать, подрезать, орошать и разумно формировать небесные растения для достижения хороших успехов в науке, нравственности и благочестии» (Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. – М., 1996. – С.74).

И.Г. Песталоцци: « Независимо от сословия и положения человека, поистине хороший метод воспитания должен исходить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, не знающему, где ему голову приклонить, возможность усвоить и освоить исходные начала мышления, чувства и действия. Придерживаясь этой нити, ребенок будет в состоянии достичь общего развития своих сил и задатков» (Песталоцци И.Г. Избр. Пед. соч. В 2-х т. Т. 2 – М., 1981. – С.117).

К.Д. Ушинский: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные силы грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны!» (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т.1. // Собр. Соч. В 11 т. Т. 8. – М. – Л., 1950. – С.35-36).

2. Сравните принцип культуросообразности в высказываниях различных педагогов: что общего и какие отличия вы видите в их высказываниях?

А.Дистервег: «Всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требования, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» Дистервег А. Избр. Пед. соч. – М., 1956. – С.230).

К.Д. Ушинский: «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию только остается черпать из этого богатого и чистого источника» (Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Собр. Соч. В 11 т. Т.2. – М.-Л., 1948. – С.101).

►Участвуйте в обсуждении полученных результатов со студентами и преподавателем.

Литература:

Бочарова В.Г. Социальная педагогика. – М., 1994.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой – М.: «ВЛАДОС», 2000 – 416с.

Здановская Э.А., Кожевникова Н.В. Словарь – справочник по социальной педагогике: Учебное пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998 – 38с.

Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. Пособие для студентов пед. Уч. Заведений – М., 2001 – С13-15.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой – М.: «ВЛАДОС», 2000 – 416с.

Семенов В.Д. Педагогика среды: Учеб. Пособие. – Екатеринбург, 1993 – 63с.

История социальной педагогики. Хрестоматия / под ред. М.А. Галагузовой – М., «ВЛАДОС», 2002.

Наши рекомендации