Тема 17. функции педагогического общения и личная педагогическая техника
Задачи занятия: 1.Рассмотреть функции и структуру педагогического общения. 2. Ознакомиться с сущностью и содержанием педагогической техники.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать- функции и структуру педагогического общения в педагогическом процессе, какие педагогические способности обеспечивают успешность выбора и применения элементов педагогической техники;
уметь- владеть голосом, жестом, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в моделируемых учебных ситуациях.
Педагогическое общение- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические задачи, в том числе, направленные на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися (по Леонтьеву А.А., 1979). При этом к педагогу предъявляются следующие требования: контактность, умение легко и гибко вступать в общение, демократизм, сочетающий требовательность с уважением, понимание, терпение, широкий круг, интересов, эрудиция, чуткость, способность к сопереживанию, единство делового и личного общения (по Волкову К.Н., 1981).
Педагогическое общение выполняет следующие функции:формирование отношения к учебному материалу; передача знаний, формирование на этой основе взглядов и жизненных позиций; управление восприятием, вниманием, поведением и моральным климатом в группе; организация сотрудничества, отношения друг к другу, воздействия друг на друга; обеспечение положительной эмо-
циональнои окраски деятельности, включая процесс сопереживания и взаимопомощи; упрочение знаний путем их проверки, обобщения и систематизации; формирование убеждений.
Структура профессионально-педагогического общения(по Кан-Калику В.А., 1987):
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с группой в процессе подготовки к занятию - прогностический этап.
2. Организация непосредственного общения с группой -начальный период общения.
3. Управление общением в педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.
Освоение технологии общения осуществляется через овладение умениями и приемами личной педагогической техники. Личная педагогическая техникавключает в себя организационные меры: диагностику перманентного состояния объекта обучения и воспитания; выбор места своего нахождения, расположение подопечных, установление дистанции общения; организацию и управление своим вниманием и вниманием подопечных. Непосредственно техническая сторона - это завоевание инициативы общения, гибкость в применении методов воздействия, выбор тона и стиля общения, умение широко и вовремя использовать жест, мимику и пантомимику, сохранение красивой осанки, владение культурой речи.
Вопросы и задания:
1. Раскройте понятия «педагогическое общение», «педагогическая техника», «невербальные средства общения».
2. Охарактеризуйте функции общения в профессиональной деятельности педагога
3. Перечислите, какие элементы педагогического мастерства составляют педагогическую технику?
4. В чем особенность педагогической техники вашего тренера. Какие выразительные средства общения проявляются у него на учебно-тренировочных занятиях?
5. Оцените и проанализируйте свое умение слушать говорящего, используя методики (приложение № 13). Объясните, почему, обучаясь общению, надо, прежде всего, научиться слу-
шать? Как вы будете развивать это умение у воспитанников? Расскажите о человеке, который, с вашей точки зрения, не умеет общаться. Аргументируйте свое мнение.
6. Проанализируйте высказывание А.С Макаренко: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Что вас привлекает в суждениях великого педагога? Какую цель ставил перед собой А.СМакаренко?
7. Согласны ли вы с утверждением: «Когда чувства не находят соответствующего выражения, резко снижается возможность взаимопонимания. Причина? - Низкая эмоциональная культура, неумение владеть формой эмоциональных переживаний и читать чужие эмоции. Для педагога это губительно» (У.П.Короленко). Обоснуйте свой ответ.
8. Попробуйте передать какой-либо оттенок информации тональностью голоса, мимикой или жестом.
Советы по подготовке к занятию:
Прежде, чем приступить к подготовке ответов, освежите в памяти материалы занятий № 15 и № 16.
По 3-му и 4-му вопросам можно излагать материалы наблюдений из практики спорта и из периодической печати.
Возможная подготовка к 8-му вопросу: придумайте две коротких фразы, содержащие указание, требование или оценку, и озвучьте их так, чтобы ударением на определенном слове выделить главное, что вы хотите довести до сознания занимающихся. Потренируйтесь перед зеркалом в жестах и мимике и на занятии таким способом постарайтесь убедительно показать свое отношение к кому-либо, оценить поведение или дать указание.
Литература для подготовки:основная - 8, 12, 24; дополнительная - 2, 10, 11,16,17,-32,36,41.