Практическое занятие по активному слушанию
Проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проигрывать два раза: в первом случае один студент из пары берет на себя роль воспитателя, а другой - ребенка. Во втором случае студенты меняются ролями: студент, бывший воспитателем, становится ребенком, и наоборот.
Задание 1
В обоих случаях студент, играющий роль воспитателя, отвечает ребенку как невнимательный слушатель.
Инструкция «воспитателю». Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам походит ребенок и говорит одну из следующих фраз:
1. «А Вася отобрал у меня паровозик!»
2. «Они не принимают меня играть!»
3. «А вот я нарисовал!»
4. «А маму вчера отвезли в больницу».
5. (Придумайте или вспомните сами типичную проблему, с которой ребенок может обратиться к воспитателю.)
Вы должны ответить ребенку как невнимательный слушатель.
Инструкция «ребенку». Представьте себе, что вы ребенок определенного возраста (от 3 до 7 лет). У вас возникла одна из проблем, которые перечислены выше. Вы подходите к воспитателю и говорите одну из приведенных выше фраз.
Ситуация продолжается 1-2 мин. После окончания ситуации студент, игравший роль ребенка, рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав ответ воспитателя. После обсуждения, которое длится 2-3 мин, студенты меняются ролями и выбирают другую проблему из предложенных выше.
Задание 2
В обоих случаях студент, играющий роль воспитателя, отвечает ребенку как внимательный слушатель.
Инструкция «воспитателю». Ситуация такая же, что в задании 1, однако вы отвечаете ребенку как внимательный слушатель.
Инструкция «ребенку». Ситуация такая же, что в задании 1, однако для проигрывания ситуации 2 выберите другую проблему из предложенного списка, чем та, которую вы обсуждали в задании 1.
После окончания ситуации происходит обсуждение, затем участники меняются ролями.
Литература
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
Выготский Л. С. Проблемы психического развития ребенка // Хрестоматия по психологии. - М., 1977.
Галигузова Л. П., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М., 1992.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
Леонтъев А.А. Педагогическое общение.-М., 1979.
Леонтъев А. Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. -М., 1981.
Обухова Л. Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995.
Смирнова Е. О. Пути формирования произвольного поведения // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 10.
Раздел V
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Глава 21
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Основные принципы образовательной политики Российской Федерации
Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.
Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.
Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996 г.). В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:
1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т.е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.
3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
4. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).
5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).
6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.