Классификация методов обучения. В первую подгруппу методов входят: словесные, наглядные и практические методы (аспект
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | |||||
Аспект передача и восприятие информации | Логический аспект | Аспект мышления | Аспект управления | ||
Словесные Наглядные Практические | Индуктивные Дедуктивные | Репродуктивные Проблемно-поисковые | Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя | ||
Методы стимулирования и мотивации умения | |||||
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению | Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении | ||||
Методы контроля и самоконтроля в обучении | |||||
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля | |||
Схема 3
В первую подгруппу методов входят: словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия информации).
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся. Рассказ бывает: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ.
Метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению цепочки фактов, новых понятий.
К наглядным методам обучения относятся: методы иллюстраций и методы демонстрации.
Метод иллюстрации предполагает показ иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок, картин и т.п.
Метод демонстрации связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, показом кинофильмов и диафильмов.
К практическим методам относят письменные упражнения (выполнение задания по родному и иностранному языкам, математике и другим предметам), лабораторные опыты, трудовые задания в мастерских, учебно-производственных цехах, ученических бригадах, занятия с компьютерами.
Логический аспект первой группы методов представлен индуктивным и дедуктивным методами.
Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы от частного к общему или от общего к частному. Эти методы характеризуют способность раскрывать логику движения содержания учебного материала.
Слабость индуктивных методов состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, т.к. опираются на конкретные факты.
Дедуктивные методы способствуют более быстрому прохождению учебного материал, активнее развивают абстрактное мышление.
Аспект мышления представлен репродуктивным и проблемно-поисковым методами.
Репродуктивный метод предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов, которые являются материальной основой этих методов.
При репродуктивном построении рассказа, лекции, беседы учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определение понятий, акцентирует внимание на главном.
Наглядность при репродуктивном методе также применяется в целях более активного и прочного запоминания информации.
Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их выполнения ученики применяют только что полученные знания по образцу, и не осуществляют самостоятельного приращения знаний.
Этот метод эффективно применяется в тех случаях, когда содержание материала носит информативный характер, является сложным или принципиально новым. Он позволяет развивать мышление школьников, самостоятельность, формировать навыки поисковой деятельности.
При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к ее разрешению, подтверждает правильность выводов. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания и т.д.
Проблемно-поисковые методы реализовываются также с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения: методы проблемного изложения учебного материала, проблемные и эвристические беседы, наглядные методы проблемно-поискового типа, проблемно-поисковые работы или работы исследовательского характера.
Аспект управления включает: методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
Словесные, наглядные, практические методы, когда они применяются при активном управлении действиями учеников учителями , выступают как методы учебной работы под руководством учителя. В том случае, когда ученик выполняет работу без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности школьников в процессе обучения.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественный результат, если у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно.
Для того чтобы сформировать такие мотивы учебной деятельности используется весь арсенал методов. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.
Эту группу методов можно разделить на 2 группы:
- методы формирования познавательного интереса;
- методы стимулирования долга и ответственности в учении.
Первая группа методов может быть реализована посредством: создания эмоционально-нравственных ситуаций (занимательности, удивления и др.); использования стимулирующего влияния содержания обучения (создание ситуации новизны, актуальности, приближение к важнейшим открытиям в науке, технике, культуре, искусстве, жизни); создание ситуации успеха в учении и др.
Вторая группа методов может быть реализована посредством: разъяснения общественной значимости учения; разъяснения личностной значимости учения; предъявления учебных требований; поощрения и порицания в учении.
Методы контроля и самоконтроля.
Устный контроль. Осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.
Письменный контроль. Осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).
Лабораторный контроль. Направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.
Машинный (программированный) контроль. При наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью.
Тестовый контроль. Может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений.
Самоконтроль. Предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.