Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

- научиться управлять ими;

- использовать полученные знания с целью повышения эффек­тивности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат ее уже оформившиеся науки и отрасли;

- быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Любая деятельность людей (трудовая, учебная, общественная и т.д.) всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и моментами субъек­тивными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражаю­щийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятель­ности). Поэтому перед психологией стоит задача выявления особен­ностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Современная психология находится на стыке ряда наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными - с другой, социальными - с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.

Психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности. Известно, что философия и её составная часть - теория познания (гносеология) решают вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактуют психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия труда и знаковые системы.

Человек - биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Так, выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, что по своему значению для педагогики психология занимает первое место среди всех наук. Он отмечал: чтобы всесторонне воспитывать человека, его надо всесторонне изучить. Взаимосвязь психологии с педагогикой не была неизменной, их взаимоотношения изменялись вместе с развитием каждой из этих наук, в особенности их методологических основ.

Взаимосвязь психологии с юриспруденцией также закономерна. Многие юристы второй половины XIX в. и начала XX в. писали о том, что психология должна составить научную основу Уголовного права. Они считали, что на началах психологии нужно строить в уголовном праве учение о субъекте преступления, о вменяемости преступника, о содержании наказания. Юристов волновали также вопросы, связанные с психологическими особенностями процедуры суда, вырабатывания на нем коллективного решения.

Социально-психологические мотивы преступлений, общественные условия, порождающие их, преступность как общественное явление и психология преступника стали, как известно, темой многих писателей -Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М. Горького, В.Г. Короленко и других, которые, воссоздавая картину русской действительности, заставляли читателей задумываться над мучительными проблемами преступления и наказания.

Взаимосвязи психологии с правоведением, так же как и с педагогикой, формировались, отражая особенности развития каждой из них и широкого социального контекста в стране. Сейчас, когда остро стоит вопрос об улучшении процесса воспитания молодежи, потребность в укреплении взаимосвязей психологии, педагогики и правоведения становится все более острой.

Обобщая можно сказать, что основная задача психологии- изучение механизмов закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности, которую Тейяр де Шарден назвал «думающей материей, осознающей свою эволюцию».

Таким образом, психология - это:

- наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, которые носят у человека личностный характер; - наука о закономерностях развития и функционирования психики, образования связей между психическими явлениями как особой формы жизнедеятельности организма;

- объективное изучение реального человеческого поведения и психологических функций, проявляющихся в поведении человека. Эти функции ни в коей мере не даются человеку, а постепенно образуются и изменяются всей деятельностью человека; они отражаются в творениях - продукте деятельности, а творения, в свою очередь, формируют среду для их формирования и организации (Ж.П. Вернет);

- наука, описывающая душевные явления;

- наука, объясняющая поведение;

- наука, показывающая отличие людей друг от друга, имеющих одно и то же физическое тело или состояния.

Наши рекомендации