Компетентностный подход в подготовке спортивных педагогов
Изменения в российском образовании обусловлены вхождением нашей страны в Болонский процесс. Болонская декларация (1999) и иные документы об образовании, принятые в последние годы в Европе, предусматривают создание единого европейского образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является высшее профессиональное образование. Необходимость создания подобного пространства в Европе продиктована, прежде всего, следующими факторами:
а) настоятельной потребностью сделать европейское образование конкурентоспособным по отношению к образовательным системам Северной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и иных регионов, куда в настоящее время происходит значительный отток обучающихся как из стран Европы, так и из государств «третьего мира»;
б) объективными закономерностями развития глобальной мировой экономики, вынуждающими менять подходы к образованию и обучению. В числе данных закономерностей значимы, прежде всего, следующие:
• в профессиональной деятельности все большую роль играет информационный и творческий фактор; происходит «интеллектуализация» и «дематериализация» труда;
• возрастает роль гибких краткосрочных проектов, для решения которых выгоднее иметь временные трудовые коллективы вместо постоянного персонала;
• исчезает понятие стабильного профессионального роста – карьеры, сделанной на одном рабочем месте, в штате одного учреждения или предприятия;
• однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации профессиональных задач; ценится «нестандартизированный» характер рабочей силы;
• утрачивается идентификация традиционных видов труда; разрушается замкнутость профессиональных каст, формируются «плавающие» границы профессий;
• нарастает динамика и глобализация профессий; профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию и т.п.
Образовательные учреждения Министерства физической культуры спорта и молодежной политики, а также Министерства образования готовят специалистов по физической культуре и спорту, которые могут работать, как учителями физической культуры и тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере физической культуры и спорта.
Поэтому, выявляя содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, учитываются оба аспекта их профессиональной деятельности, которую условно можно разделить на две группы: педагогическую (учитель ФК и тренер) и деятельность, не связанную напрямую с системой образования (организационно-управленческая деятельность).
Область профессиональной деятельности бакалавров, специалистов включает в себя: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-исследовательские работы, исполнительское мастерство.
Объектами профессиональной деятельности являются:
• лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
• процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентации и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности; учебно-методическая и нормативная документация.
Большинство авторов исследующих компетентностный подход придерживаются мнения, что компетентность– это новообразование субъекта деятельности, формирующееся процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «бакалавр физической культуры» предусматривает, что выпускник должен обладать компетенциями: общекультурными ипрофессиональными,
Общекультурные компетенции:
• владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
• уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств;
• осознает движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
• умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
• готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
• способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;
• умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
• стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства;
• умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
• осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня;
• использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
• способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы процессы;
• использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
• способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
• владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
• способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке;
• владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;
• владеет основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
• способен принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе и самому себе на основе системы жизненных ценностей, сформированной на гуманистических идеалах;
• осознает свои права и обязанности как гражданина своей страны.
Таблица13
Виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи и профессиональные компетенции бакалавра физической культуры.
Виды деятель-ности | Профессиональные задачи | Профессиональные компетенции |
Педагогическая деятельность | 1.Способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни. 2. Решать педагогические задачи в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы и обобщение практики в области физической культуры и образования. 3. Осуществлять обучение и воспитание занимающихся в процессе занятий. 4. Определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учетом результатов оценивания физического и функционального состояния учащихся. 5. Обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности. 6. Участвовать в деятельности методических комиссий и в других формах методической работы. 7. Осуществлять сотрудничество с обучающимися, педагогами, родителями (лицами их заменяющими). | 1. Способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии. 2.Применяет на практике основные учения в области физической культуры. 3. Способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность. 4.Умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий. 5. Самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с обучающимися. 6. Умеет оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей 7. Способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий. |
Тренерская деятельность | 1. Способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции. 2.Проводить отбор для занятий избранным видом спорта с использованием современных технологий определения способности к занятиям тем или иным видом спорта. 3. Осуществлять планирование тренировочного процесса с установкой на достижение высоких спортивных результатов. 4. Подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида с установкой на достижение спортивного результата. 5. Осуществлять управление тренировочным процессом на основе контроля функционального состояния, достигнутого уровня техники двигательных действий и работоспособности занимающихся и внесения соответствующих корректив в тренировочный процесс. 6. Обеспечивать своевременное прохождение врачебного контроля и осуществлять педагогический контроль состояния занимающихся. | 1.Способен формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции. 2. Способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида. 3.Осознает истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиеничес-кие основы деятельности в сфере физической культуры и спорта. 4. Умеет разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов. 5.Самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма. 6.Владеет актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека. |
Рекреационная деятельность | 1. Привлекать население к рекреационной деятельности как фактору здорового образа жизни. 2.Реализовывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации населения на региональном и местном уровнях в соответствии с потребностями населения. 3. Подбирать адекватные поставленным задачам средства, методы и формы рекреационной деятельности по циклам занятий различной продолжительности. 4.Обеспечивать уровень двигательной активности, соответствующий состоянию и потребностям занимающихся. 5.Способствовать осознанному использованию средств физической культуры как средства восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни. | 1. Способен формировать личность занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям. 2. Способен заинтересовывать население, используя коммуникативные и организаторские способности, для участия в рекреационной деятельности. 3.Самостоятельно проводит рекреационную деятельность в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов; 4.Умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся. 5.Способен формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия. 6.Умеет реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление. |
Организационно-управленческая деятельность | 1.Организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. 2. Осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Р Ф , законами РФ и нормативными документами органов управления физической культурой и спортом и образованием, нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры и спорта и образования. 3. Организовывать работу малых коллективов исполнителей. 4.Работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта. 5.Соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий. | 1. Способен составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования. 2.Умеет практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры; 3.Умеет составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией. 4.Способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий. 5. Умеет разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях. |
Научно-исследовательская деятельность | 1.Выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта. 2. Проводить научные исследования по определению эффективности различных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием опробованных методик. 3.Осуществлять научный анализ, обобщение и оформление результатов исследований; 4.Использовать информационные технологии для планирования и коррекции процессов профессиональной деятельности, контроля состояния занимающихся, обработки результатов исследований, решения других практических задач | 1. Способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта. 2.Умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик. 3.Владеет методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способен формулировать и представлять обобщения и выводы. 4. Способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности. |
Культурно-просветительская деятельность | 1.Анализировать и обобщать важные проблемы современного развития физической культуры и спорта с использованием средств массовой информации; 2.проводить пропагандистские и информационные кампании по вопросам влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья, поддержание работоспособности, активного долголетия, привлечения детей и молодежи к занятиям спортом. | 1.Владеет методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью; 2. Использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях. 3. Владеет приемами общения и умеет использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом. 4. Владеет приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья. |
Практические задания
1.Восстановить текст в таблице
Этапы карьеры | Становление профессионализма в менеджменте | Становление профессионализма ( по А.К.Марковой) | Степень проявления творчества |
Окончание профессиональной деятельности • Пенсионный • Завершение | • фаза наставничества | ||
Человек в профессиональной деятельности • Продвижение • Становление | • фаза авторитета • фаза мастера | ||
• фаза интернала • фаза адаптации | |||
Вхождение человека в профессию • Предварительный | • фаза оптации |
2. Восстановить текст в таблице
Объект профессиональной деятельности | Этапы деятельности и функциональные компоненты |
Педагогический (образовательный, учебно-воспитательный) процесс: направлен на развитие личности Формы организации учебного процесса: • урок • занятия по дополнительным образовательным программам • физкультурно-оздоровительные мероприятия • индивидуально-групповые занятия по направлениям: • ОФП • реабилитационно-восстановительные • специализированные на развитие необходимых качеств • индивидуально-групповые консультации. |
3.Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
Компоненты профессиональных знаний и умений учителя ФК | Содержание | ||
Теоретические знания | Знание того, как научить другого. | ||
Практические знания и умения | Знания истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т.д. | ||
Методические знания и умения | Знания того, как нужно сделать то или иное упражнение. |
4. Дополнить текст.
Компетентность– это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление . . . . . . . . позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
5. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
Понятия | Содержание понятий |
1.Компетенция | • -что необходимо для эффективного действия, • -соответствующий уровень подготовленности для эффективного действия, • -уровень образованности специалиста, достаточный самостоятельного решения возникающих познавательных проблем и определения личностной позиции, • - соответствие специалиста предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности, высшая степень готовности, • - личностная характеристика, совокупность интериоризованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления, • - некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие структуру компетентности. |
2.Компетентность |
Литература
• Гончарова Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме: сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. №5 Северо-Кавказский государственный технический университ. http://www.ncstu.ru
• Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк, 2005 (выпуск 8). С.26-44.
• Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
• Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.2114 «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1987. 287 с.
• Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение,1976. 303с.
• Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Рус. яз., 1998. 848 с.
• Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 118 с.
• Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. С. 55-63.
• Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов; под ред. С.В. Коршунова. М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 212 с.
• Сахарова Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестник ОГУ. 1999. № 3. С. 51 – 58.
• Хазова С.А. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф.дисс...канд.пед.наук. Майкоп, 2004.
• Шаш Н.Н. Управление персоналом. М.: Юрат-Издат, 2005. 175с.