Взгляд ислама на воспитание подрастающего поколения
Дети являются ростками жизни, плодами надежды и радостью для людей.
Вот почему ислам обращает такое внимание на воспитание детей, стремясь к тому, чтобы они принесли обществу счастье и возвысили его. Мы уже видели, что во многих благородных аятах говорится о детях, и эти аяты направлены на охрану жизни ребёнка. Они призывают к проявлению о нём заботы, намечают для него вехи его пути и ведут его к тому, чтобы он улучшал жизнь. Ислам регурует жизнь отдельного человека, семьи и общества в целом, не забывая о том, что всё это тесно взаимосвязано друг с другом, и любое воздействие на одно обязательно отражается на другом. Высокие наставления ислама координируют шаги и разъясняют методы взаимодействия между отдельным человеком, семьёй и обществом для того, чтобы всё это приводило к прогрессу в целом. В основе этого лежит милосердие, а достигается поставленная цель через взаимное сочувствие, любовь и веру. Таким образом, в этом отношение ислам опередил все прочие попытки исправления личности, семьи и общества в том смысле, что он сочетает между собой все шаги в этом направлении и уравновешивает их.
Ислам начинает с подготовки отдельного человека, рассматривая его в качестве одной из первичных ячеек, из которых складывается семья, общество и народ. Отдельный человек является основополагающим элементом, и из таких элементов складывается большое здание развивающегося и гуманного общества. Каждый человек сначала является ребёнком, и ты можешь сформировать его систему ценностей и понятий, как тебе будет угодно, привив ему гуманные принципы и достойные нравственные качества. Если его формирование отличается вышеупомянутой упорядоченностью и соответствует правильным образцам, то и семья, являющаяся обществом в миниатюре в полном составе, живёт и развивается правильно, в результате чего общество и народ, состоящие из семей и отдельных людей, которые взаимодействуют между собой, становятся сильными и опираются на надежные основы.
Несмотря на то, что в результате глубоких исследований психология получила возможность направлять поведение человека, а ученые написали множество трудов, посвящённых проблемам различных периодов детства и способам воспитания, ислам опередил их во всех областях науки о формировании и развитии человека в течение всей его жизни.
2. Ребенок как объект воздействия врожденных свойств
и приобретаемого человеком извне и ответственность родителей
Прежде чем разъяснять, какое отношение установления ислама имеют к воспитанию подрастающего поколения, мы попробуем просто сказать следующее: есть люди, считающие, что ребёнок является добрым по самой своей природе. Имеется в виду, что в нём от рождения заложено доброе человеческое начало, которое всегда будет присуще ему и которое он может утратить в силу определённого воздействия на его свойства и его природу. Есть и такие, которые считают, что ребёнок приходит в этот мир лишённым каких бы то ни было качеств и врождённых свойств, а потом постепенно приобретает эти качества; под влиянием своего окружения и под воздействием родственников и общества в нем могут постепенно формироваться характерные для этого общества черты и реакции, что продолжается до тех пор, пока они не станут его характерными особенностями. Независимо от того, кто из них прав, в обоих случаях вполне можно допустить, что общество, в котором, живет ребенок, оказывает большое воздействие на его характер, нравственные качества и привычки. Но прежде всего ребёнок испытывает влияние родителей, с которых во всём берёт пример, и поэтому родителям следует показывать своим детям только хороший пример в словах и делах.
Таким образом, мы можем определенно заявить, что прежде всего врождённые свойства, а потом окружающая среда оказывают наибольшее влияние на формирование ребёнка, благодаря которому он может принести пользу своей родине и своему обществу. Вот почему мы указали на то, что система воспитания ислама применяется не только с первого дня жизни ребёнка. Ислам проявляет о нём заботу ещё до его рождения, а именно с того момента, когда у человека возникает мысль о создании семьи.
Ислам обращается к родителям со своими высокими наставлениями, веля им уделять своим детям как можно больше внимания, что подразумевает следующее:
ЛЮБОВЬ - это духовная связь, объединяющая в благом всех людей, но особенно ближайших родственников, а кто может быть ближе ребёнка, который является для человека самым дорогим;
МИЛОСЕРДИЕ – сильное человеческое чувство, объединяющее между собой людей и побуждающее их к благу и человечности;
ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЕЩАНИЯ, данного родителем ребёнку, что является выражением подлинных высоких чувств, а также нравственной обязанностью, выполнения которой требует религиозные установления, однако особенно необходимо это, когда дело касается ребенка, ведь это поможет ему на всю жизнь усвоить хороший урок и вызовет чувство уважения к родителям.