Представления младших школьников о внутрисемейных отношениях
Для выявления того, как характеризуют общение в родительской семье младшие школьники, также была использована методика «Рисунок семьи». Процедура эксперимента, параметры анализа рисунка и их интерпретации предложены А. И. Захаровым и Г. Хоментаускасом.
В исследовании участвовали 35 младших школьников с диагнозом «задержка психического развития». Среди них 23 ученика классов для детей с задержкой психического развития и 12 учеников специальной школы-интерната для этих учеников. Все дети являлись на момент проведения эксперимента учащимися третьего класса. Экспериментальные задания выполняли также 20 успевающих учеников третьих классов общеобразовательной школы. Состав семей испытуемых представлен в табл. 9.
Рисунок семьи сравнивался с составом реальной семьи ребенка. При анализе содержания и композиции рисунка учитывались соответствие реальной семье, уменьшение состава семьи или его увеличение, полная замена состава реальной семьи, отсутствие на рисунке людей, изображение на рисунке животных, насекомых.
— Кто живет в семье?
— Я, папа, мама, сестра.
— Кто тут нарисован?
— Мама, сестра, папа, я.
— Где вы находитесь?
— На улице.
— Что делаете?
— Гуляем.
— Кто предложил гулять?
— Мама.
— Вам весело или скучно?
— Весело.
— Почему?
— Потому что на улице хорошо.
— Кто самый счастливый? -Я.
— Почему?
— Потому что я в школе учусь и хорошо учусь.
— Кто самый несчастный?
— Сестра.
— Почему?
— Потому что ей не дают, что она хочет.
Эта беседа выражает общий мажорный тонус ребенка. Эмоциональное состояние мальчика обусловлено, по его мнению, тем, что все члены семьи находятся вместе. А наибольшее удовлетворение ребенка вызывают его учебные успехи. Мальчик сочувствует своей сестре. Вместе с тем в беседе проявляются его инфантильные черты: десятилетний школьник считает несчастной свою сестру, не осознавая, что ограничения младенца необходимы для его же блага.
Еще одна протокольная запись — беседа с Юлей Р.
— Кто живет в семье?
— Папа, мама, бабушка и я.
— Кто тут нарисован?
— Мама вешает белье. Папа готовится к работе. Я играю с кошкой. Бабушка лежит в постели, читает.
— Весело вам или скучно?
— Нескучно.
— Кто самый счастливый?
— Все, наверное.
— Почему?
— Пока неприятного не было. Пока всем хорошо.
— Кто самый несчастный?
— Никто.
— Почему?
— Бывают какие-нибудь неприятности: кот разбил у бабушки вазу. Но это ничего.
— Кого нарисуешь вместо кота?
— Не знаю.
Полученный материал подтвердил мнение многих исследователей детского рисунка, что изображение ребенком реальной семьи свидетельствует о его эмоциональном благополучии. Имеющиеся у нас факты говорят о том, что у младших школьников с задержкой психического развития вызывает удовлетворение не только совместная деятельность с членами семьи, но и сам факт нахождения с ними в едином пространстве. Физическая близость с членами семьи обеспечивает ребенку чувство защищенности, безопасности, создает положительный эмоциональный тонус.
Кого же исключали на своих рисунках из состава семьи участвовавшие в эксперименте дети? Полученный материал показал, что в рисунках обеих групп младших школьников прежде всего отсутствуют их авторы. Поданным А. И. Захарова (1982), Ю. А. Полуянова (1988), Г. Хоментаускаса (1987), отсутствие в рисунке «Я» характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие. У всех учеников третьих классов таких рисунков в два раза больше, чем у дошкольников (рис. 18).
Как показала экспериментальная беседа, некоторые младшие школьники, отстающие, в развитии, охотно мотивировали свои рисунки, другие — не объясняли, почему они исключали себя из рисунка семьи.
Проиллюстрируем сказанное протоколом беседы с Мариной Е., девочкой, которая развивается в полной неблагополучной
семье. Из своего рисунка она исключила себя и свою сестру, но ввела в него двоюродного брата (рис. 19).
— Брат двоюродный, мама, папа.
— Где ты и сестра?
— Мы дома, а они на улице.
— Почему с ними не пошли?
— Не знаю.
— Им весело или скучно?
— Весело.
— Почему?
— Потому что они смеются и играют.
— Кто самый счастливый?
— Мама.
— Почему?
— Потому что она добрая.
— Кто самый несчастный?
— Папа.
— Почему?
— Потому что он злой.
С точки зрения исследуемой проблемы, на рисунке и в ответах ребенка обращают на себя внимание следующие моменты.
Рисунок выполнен монохромно — в черном цвете.
Девочка разграничила пространство «обитания»: она с сестрой находится в доме, а родители — вне него (дом нарисован в первую очередь). Фигуры матери и отца удалены друг от друга — по разные стороны дома. Таким образом, композиция рисунка отражает разобщенность семьи, но она не распалась: мать и отец рядом с домом, где находятся дети.
Эмоциональное отношение к собственному положению и состоянию родителей выразилось в том, как нарисованы предметы и фигуры. Дом изображен схематично, никак не декорирован. В центре — единственное наглухо закрытое окно, с толстым крестообразным переплетом рамы, и плотно закрытая дверь, деталью которой является ручка. Из трубы вьется слабая струйка дыма.
Принципиально иначе изображены фигуры матери и отца. Они нарисованы с большим количеством деталей и в достаточной мере декорированы, особенно фигура матери: одежда заштрихована в разных направлениях, эффектная прическа, украшение на поясе, в руках букет.
Рисунок и беседа создали довольно отчетливые представления об имеющемся у девочки образе родительской семьи. Семья разобщена, дети находились вне внимания родителей. В то время как папе и маме, по словам девочки, «весело, они смеются и играют», жизнь детей отличается замкнутостью и отсутствием красок. Однако ребенок не хочет принимать участие в веселой жизни своих родителей. Причину этого нежелания он не может (или не хочет) выразить вербально. При этом для девочки значимы ее родители, дом, семья. Особой любовью пользуется мать. Ее она считает самой счастливой в семье. Объяснение этого, с точки зрения взрослого человека, воспринимается как неправильное: девочка заменяет анализ причин, обусловливающих благоприятное состояние человека, характеристикой его личностных качеств — «она добрая». Однако, с точки зрения ребенка, такие человеческие качества, как доброта или злость, определяют его эмоциональное состояние: мать счастливая, так как добрая, а отец несчастливый, потому что злой.
Как отмечалось выше, не все младшие школьники, отстающие в развитии, отвечали на вопросы, включенные в экспериментальную беседу. Но рисунок семьи и комментарии к нему неизменно свидетельствовали о том, что наличие пространства, общего для членов родительской семьи и для ребенка, обусловливает эмоциональную комфортность его жизни. И наоборот, отсутствие возможности находиться в едином пространстве с родителями отражает утерю уверенности детей в их значимости для родителей.
Так, Егор Н. (ребенок из неполной неблагополучной семьи) исключил себя из рисунка семьи, запечатлев одну мать (рис. 20). В беседе мальчик объяснил, что его нет на рисунке, так как он гуляет. На вопросы о том, весело или скучно маме, кто самый счастливый в их семье, ребенок отвечает: «Не знаю». Рисунок мальчика отличают следующие особенности: у матери отсутствуют руки (при большом количестве деталей лица), на лице резко выделяется рот, пояс окрашен в тот же цвет, что и рот (красный цвет нанесен поверх синего, которым раскрашена блузка).
В процессе рисования у Егора, почти у единственного из всех наших испытуемых, отмечались длительные паузы: 24 с перед рисованием рта и 50 с перед рисованием туловища (по методике эксперимента в протокол заносятся паузы свыше 15 с). Значительные паузы перед рисованием определенных деталей (или членов семьи) обычно обусловлены конфликтными отношениями и являются проявлением внутреннего диссонанса. На бессознательном (или сознательном) уровне ребенок как бы решает —
рисовать ему человека или деталь, связанные с его негативными эмоциями. Отсутствие кистей рук обычно трактуется как выражение символическими средствами желания ограничить их активность, а подчеркнутое выделение рта на человеке (не на себе) связывается с враждебностью к ребенку и с испытываемым им чувством страха.
В беседе, отвечая на вопрос, кто самый несчастный, мальчик говорил: «Наверное, сразу оба несчастные и оба счастливые. Несчастные: живем в одной квартире с соседями. Счастливые: будем жить в отдельной квартире». Таким образом, причину негативных отношений с матерью ребенок видел во внешних условиях их жизни (наличие соседей) и ставил в зависимость от изменения этих условий улучшение климата внутрисемейных отношений.
Уменьшение состава семьи в рисунках младших школьников происходит также за счет исключения матери. Невелико количество таких случаев в группах N и ЗР/сем (10 и 17,4 %), но их значительно больше в рисунках детей ЗР/инт (33,0 %). Исключение матери из рисунков дошкольников практически отсутствует (см. табл. 7).
Анализ экспериментального материала показал, что у школьников, участвовавших в эксперименте, исключение из рисунка матери, как правило, сочеталось с исключением «Я». Дети как бы «уводили» из тяжелой ситуации себя с матерью.
Пропуск (отсутствие) в рисунке члена семьи часто рассматривается некоторыми исследователями как стремление избавиться от эмоционально неприемлемого лица. Наш материал показал, что такая трактовка указанного показателя рисунка не является столь однозначной.
Демонстративен в этом отношении рисунок Валерия Г., ученика коррекционного класса VII вида общеобразовательной школы (рис. 21).
У мальчика полная неблагополучная семья: родители — инженерно-технические работники, по складу характера оба родителя скандалисты, отец часто бьет сына.
На рисунке (в его описании мы придерживаемся последовательности, в которой ребенок изображал предметы и фигуры) — закрытая дверь, книжные полки без книг. Единственная фигура — отец. Для ее изображения мальчик использовал черный карандаш. Величина фигуры отца превосходит высоту книжных полок. При изображении отца ребенок не нарисовал кисти рук, подчеркнуто изобразил рот. Указанные особенности изображения фигуры обычно трактуются как символика, обозначающая доминирование значимого субъекта, а также страх перед физическим наказанием, желание оградить себя от него. Отсутствие на рисунке автора и матери можно трактовать как желание ребенка уйти из травмирующей его ситуации, но уйти не одному, а с матерью, оставив самую значительную в семье фигуру — отца.
Беседа не обогатила наши знания о межличностных семейных отношениях мальчика, так как он, очевидно, не хотел что-либо рассказывать о них.
— Что ты нарисовал?
— Большую комнату.
— Кого нарисовал?
— Папу.
— Что он делает?
— Стоит.
— А где ты?
— Я себя не нарисовал.
— Почему?
— Не знаю.
— С кем ты живешь?
— Мама, папа, я.
— Где мама?
— Я тоже не нарисовал. Я не знаю, как рисовать.
— Кто самый счастливый?
— Не знаю.
— Почему?
— Не знаю.
— Кто несчастный?
— Все счастливы.
— Почему?
— Богатые немножко.
Таким образом, именно в рисунке отразились субъективная оценка ребенком своей семьи и его отношения к другим ее членам. В то время как вербально он не выразил никаких оценочных суждений.
В рисунках групп N и ЗР/сем относительно невелико число случаев исключения отца из состава семьи. Однако их значимо больше в рисунках школьников, в течение недели оторванных от семьи, — ЗР/инт: 10,0; 4,3; 25,0 % (см. табл. 10). В рисунках дошкольников исключение отца отсутствует (см. табл. 7).
Ни один ребенок с задержкой психического развития, обучающийся в специальных классах массовых школ, не исключил из рисунка семьи своих прародителей. Более того, животные на рисунках этих детей иногда символизируют бабушек и дедушек, живущих отдельно от родительской семьи ребенка. В рисунках испытуемых ЗР/инт, в отличие от N, также невелико количество случаев уменьшения состава семьи за счет прародителей (см. табл. 9).
Дошкольники также редко исключают из своих рисунков бабушек и дедушек (см. табл. 7).
Анализ содержания детских рисунков обнаружил неоднородное отношение младших школьников к сибсам (см. табл. 10). Одни дети исключали их из состава семьи (5; 13; 16,7 %). Таким способом они устраняли в символической форме дефицит любви и внимания к себе со стороны родителей. Другие — наоборот, увеличивали состав семьи за счет двоюродных или воображаемых сестер и братьев, что является выражением потребности в равноправных отношениях с ровесником или желание занять руководящую или охранительную позицию к младшим (5; 8,7; 16,7 %). Различия по этому параметру оказались статистически достоверными между группами Nu ЗР/инт (и при уменьшении, и при увеличении состава семьи). Кроме того, анализ полученных материалов показал, что изображения животных в большинстве рисунков нормативно развивающихся детей символизируют сестер и братьев, не существующих в реальной семье. Школьники группы ЗР/инт в качестве заместителей животных на своих рисунках называют не только братьев и сестер, но и друзей. Уменьшение состава семьи за счет реально имеющихся братьев и сестер выявлено в рисунках лишь нормативно развивающихся дошкольников (рис. 22).
Анализ экспериментальных данных, связанных с расширением состава семьи, показал, что ни в одном рисунке здоровых
школьников не отмечается увеличение ее состава за счет введения бабушки или дедушки. Такое дополнение характеризует многие рисунки отстающих в развитии детей. При этом фигуры бабушек чаще встречаются в рисунках детей группы ЗР/инт (0; 4,3; 25,0 %) (см. табл. 10). Различия между группами ЗР/сем и ЗР/инт статистически достоверны. В рисунках дошкольников невелико расширение состава семьи указанными дополнениями.
Сопоставление содержания детских рисунков с характеристикой реальных семей учащихся показало, что фигуру матери вводят в рисунок дети, живущие без нее в связи с тем, что по тем или иным причинам мать находится в длительном отъезде. Подобные дополнения отсутствуют в рисунках дошкольников.
Фигурой отца, реально находящегося вне семьи, дополняют рисунок, в основном, дети, живущие в интернате (5,0; 4,3; 16,7 %). Различия статистически достоверны между двумя группами школьников с задержкой психического развития. Изображение отца дополняет состав реальной семьи только в нескольких рисунках дошкольников с задержкой развития (см. табл. 7).
Крайние варианты искажения состава семьи — отсутствие изображения людей или полная замена членов реальной семьи лицами, в ней не живущими, — немногочисленны и представлены лишь в рисунках детей, живущих в интернате. В рисунках дошкольников полностью отсутствуют эти варианты искажения состава семьи (см. табл. 7, 10). Полученный нами экспериментальный материал подтвердил мнение психологов, использовавших методику «Рисунок семьи» (А. И. Захаров, Ю. А. Полуянов, А. С. Спиваковская, Г. Хоментаускас и др.), о том, что отсутствие на рисунке людей или полная замена членов реальной семьи свидетельствует о травмирующих переживаниях, связанных с семьей, о высоком уровне тревожности, чувстве отверженности, покинутости. В качестве иллюстрации сказанного приведем рисунки и протоколы бесед с Сашей И. и Евгением Б., учениками школы-интерната для детей с задержкой психического развития.
Учитель и воспитатель класса школы-интерната, где учится Саша И., характеризовали его семью как неполную неблагополучную.
Сашиной маме 29 лет, она инженер проектного института. После развода с отцом Саши была замужем еще два раза. В настоящее время живет вдвоем с сыном. Его жизнью интересуется формально. Отец ребенка живет в другом городе.
Сначала мальчик нарисовал тумбу с телевизором, затем кровать, шкаф, люстру (рис. 23). Кроме отсутствия людей в рисунке мальчика обращают на себя внимание отсутствие окна и двери (на большинстве детских рисунков, где изображена комната, имеются эти части помещения) и замкнутость пространства предметами. Мальчик следующим образом комментирует свой рисунок.
— Что ты нарисовал?
— Комнату.
— А что я просил тебя нарисовать?
— Семью.
— Где находится семья?
— На работе.
— Назови членов семьи.
— Мама, папа, дедушка, бабушка. Папа с бабушкой в другом городе.
— Где ты?
— В интернате.
— Кто самый счастливый в вашей семье?
— Денис — мой дядя.
— Почему?
— Потому что живет подальше от нас. У него есть своя семья.
— Кто самый несчастный?
— Бабушка. Она одна, друзей мало.
— А ты счастливый?
— Не очень.
— Почему?
— Живу с мамой.
— У вас весело? -Нет.
— Почему?
— Мы одни, никого нет.
Таким образом, рисунок ребенка отразил его подавленность, неудовлетворение и безысходность своей жизни. Беседа с мальчиком подтвердила адекватность изображения.
Учитель и воспитатель класса школы-интерната, где учится Евгений Б., характеризовали семью мальчика как полную неблагополучную. Матери Жени 34 года. Она старший экономист. С отцом Жени разведена. В семье — отчим, 34 года, архитектор, дедушка, две сестры: старшая, ученица шестого класса, и годовалая младшая (от второго брака матери). Дедушка пьет. В семье часто бывают конфликты.
Рисуя семью, мальчик изобразил сначала отца, затем бабушку, дверь, напольную дорожку, собаку, цветы, лампу, то есть практически полностью заменил реальную семью на другую (рис. 24).
В беседе он пояснил:
— Нарисовал бывшего папу и бабушку. Это портрет.
— Где они находятся?
— В комнате.
— Что делают?
— Бабушка приглашает в дом.
— Им весело или скучно?
— Весело.
— Почему?
— У них всегда весело.
— Кто самый счастливый?
— Мама.
— Почему?
— Очень хороший папа был.
— Кто самый несчастный?
— Папа.
— Почему?
— Авария была. Он годик сидел (в тюрьме).
— Если вместо собаки нарисовать человека, то кто это?
— Старшая сестра Нина.
Беседа показала, что ребенок, понимая реальное состояние отца («самый несчастный папа»), идеализирует эмоциональную обстановку в его доме (там всегда весело) и представляет действия
бабушки такими, о которых он мечтает: «Бабушка приглашает в дом». В рисунке ребенок отобразил полное неприятие своей новой семьи и желание быть с отцом, бабушкой и старшей сестрой. В то же время в рисунке отсутствует его автор, что можно трактовать как неуверенность мальчика в том, что он будет принят отцом и бабушкой.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что и в старшем дошкольном, и в младшем школьном возрасте дети с задержкой психического развития и их нормально развивающиеся сверстники адекватно воспринимают свою семью, свое положение в ней, эмоциональный статус своих родителей.
Вектор изменения возрастных представлений о семье, о своем положении в ней у детей разного уровня интеллектуального развития, проживающих в одинаковых социальных условиях — в семье, — также сходен. Существенные отличия в восприятии семьи отмечаются у детей, живущих в школе-интернате, а не в семье.