Преемственность между дошкольным и начальным образованием
Под преемственностью следует понимать, с одной стороны, необходимость установления диалектической взаимосвязи между различными этапами развития личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой — создание благоприятных медико-биологических, психолого-педагогических условий в деятельности дошкольных учреждений и начальной школы для обеспечения этого развития, а также овладение знаниями, умениями, нормами и правилами поведения в обществе.
Основными задачами преемственности дошкольного и начального школьного образования являются:
1) осуществление общих подходов к организации образовательного процесса;
2) соблюдение общих принципов построения программ и методик;
3) осуществление общих подходов при подготовке кадров дошкольного и начального школьного образования;
4) создание оптимальных медико-биологических и психолого-педагогических условий для благоприятной адаптации 6-летних детей в начальный период школьного обучения.
В ДУ ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой.
Детский сад и школа составляют единый совместный план.
Обязательным условием организации образовательного процесса является согласование целей и задач дошкольного и начального школьного образования для реализации единой линии развития ребенка на этапах старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В УДО и начальной школе образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка, развитию его компетентности (физической, интеллектуальной, личностной, коммуникативной, социальной). В УДО и начальной школе должна быть создана предметно-пространственная среда, функционально моделирующая содержание детской деятельности.
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования.
Основным способом обучения и организации деятельности детей шести лет должна быть игра. Основная форма обучения на первых этапах должна быть коллективной в сочетании с групповой и индивидуальной.
Для решения задач разработан интегрированный курс «Введение в школьную жизнь», рассчитанный на обучение шестилетних детей.
Адаптация — это приспособление организма к условиям среды.
Организм ребенка приспосабливается к новой социальной ситуации не только физиологически, но и психологически. Под адаптацией шестилетнего ребенка к школе следует понимать физиологическую адаптацию как процесс приспособления всех функций организма, его органов и клеток к новым условиям; социально-психологическую адаптацию как процесс активного приспособления систем «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» к новым условиям взаимодействия, адаптацию к новым условиям познавательной деятельности.
Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизиологическое состояние будущего ученика.
Планирование образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
Планирование является важным этапом в управлении дошкольным учреждением. Это один из видов управленческого решения. Оно позволяет осуществить совокупность мер по реализации задач, стоящих перед коллективом.Планирование вытекает из педагогического анализа. При планировании необходимо учитывать перспективы развития народного образования и дошкольного воспитания в стране, городе, районе, а также перспективы развития своего учреждения на несколько лет вперед, на пятилетку или на более отдаленный срок. В плане определяются главные, наиболее важные задачи работы дошкольного учреждения, на решение которых будет направлена деятельность коллектива, и определяются основные пути и способы их решения: целесообразная расстановка людей и распределение обязанностей, координация действий членов коллектива, меры их стимулирования (через организацию инструктажа, контроля, соревнования), создание благоприятного психологического климата в коллективе, укрепление материальной базы учреждения. Действенность плана заключается в ясности и четкости целей, задач, в конкретности и перспективности, в учете объективных особенностей планируемого.
Планирование образовательной работы с детьми должно строиться на определенных принципах, которые дают воспитателю возможность осуществлять систематическое и последовательное воздействие на детей через разные виды организованной (совместной) деятельности. Учитывая достижения дошкольников в организованной совместной деятельности, воспитатель постепенно подводит детей к освоению более сложного содержания, новых способов действия.
Планирование с учетом принципа повторности с усложнением обеспечивает лучшее усвоение детьми программного материала во всех видах деятельности.
Усложняя материал, необходимо предусмотреть вариативность выполнения детьми заданий, что обеспечит проявление творчества, позволит учесть индивидуальные особенности и способности детей.
При планировании учитывается принцип связи всех видов деятельности, что способствует всестороннему развитию личности ребенка.
План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами:
- перспективное; квартал или месяц
- перспективно-календарное;месяц
- календарное.на каждый день
Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование.
В структуру перспективно-календарного плана входят следующие разделы:
Задачи дошкольного учреждения на год.
Источники планирования.
Список детей по группам.
Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми
Сотрудничество с семьей.
Индивидуально-коррекционная работа с детьми.
Физкультурно-оздоровительная работа.
Специально-организованное обучение.
Виды детской деятельности.
Годовой план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению четко определенных задач коллектива. Состоит из пяти разделов и подразделов, которые определяют его структуру и содержание.
Первая его часть – определение основных задач. Вторая часть – содержание работы, где определяются мероприятия по реализации поставленных задач.