Функции и противоречия педагогической деятельности
· В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.
o 1. В целеполагающую группу входят следующие функции:
§ ориентационная;
§ развивающая;
§ мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
§ информационная.
· Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
o 2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:
§ конструктивная;
§ организаторская;
§ коммуникативная;
§ гностическая.
· Так, конструктивная функция обеспечивает:
o а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
o б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
o в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
· Организаторская функция реализуется через организацию:
o а) информации в процессе сообщения ее учащимся;
o б) различных видов деятельности учащихся;
o в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
· Коммуникативная функция предполагает:
o а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;
o б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
· Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
o а) содержания и способов воздействия на других людей;
o б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
o в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
· Сфера профессионального труда учителя - это арена преодоления множества противоречий (рис. 4). Это противоречия между следующими факторами:
o динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;
o динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;
o личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;
o растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;
o потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;
o уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;
o возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др.
Уровни продуктивности педагогической деятельности
· Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего:
o целенаправленность;
o мотивированность;
o предметность.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина (Кузьмина Н.В., 1990. С.13; см. аннотацию) выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
I уровень - (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.
II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.
III уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный.
IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный.
V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный (рис. 5).
Профессиональная Я-концепция учителя
· 12.2.1. Понятие Я-концепции
· 12.2.2. Профессиональное самосознание учителя
· 12.2.3. Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции учителя
Понятие Я-концепции
Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.
В психологии под самосознанием, или "Я", понимается либо процесс накопления представлений о себя, либо результат этого процесса.
· В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания:
o появление и формирование самосознания,
o его развитие на протяжении жизни человека,
o появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т.д.
· Во втором случае рассматриваются в большей степени:
o форма этого опыта,
o его структура и организация,
o его функции в жизнедеятельности человека.
· В вопросе классификации различных сторон самосознания, или "Я"-феномена, важными являются два критерия:
1. Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах:
§ "Я" как представитель определенной профессиональной группы;
§ "Я" как член семьи;
§ "Я" как член определенных общественных организаций и т.д.
2. Существенным критерием классификации "Я"-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя.
§ Временная точка зрения на себя:
§ "прошлое Я" - каким я был раньше;
§ "настоящее Я" - какой я сейчас;
§ "будущее Я" - каким я вижу себя в будущем.
§ С точки зрения различных ценностей:
§ каким я хотел бы быть сам - личные ценности;
§ каким меня хотели бы видеть друзья - ценности рефферентной группы.
§ Принятие точки зрения других из своего социального окружения - мое представление, например, о том, как меня оценивают мои коллеги по работе ("рефлексивное Я") и т.д.
Все эти различные аспекты "Я"-феномена интегрированы в личности в единое целое, в некоторую систему, состоящую из различных, иногда даже противоречивых элементов.
Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека:
1. "Я" является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным "Я", т.е. это мое знание, мой опыт.
2. Самосознание, "Я", выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.
Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.
· Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена:
o многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в которых формируется его самосознание (профессиональные, бытовые ситуации и т.п.);
o многогранностью самого объекта самосознания, т.е. тех сторон, уровней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внешность, характер, профессиональные способности, манера поведения и т.п.).
Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной.
Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же Я-концепция (идеальное "Я") - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть").
Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией (Пряжников Н.С., 1996; см. аннотацию).