Развитие понимания речи
Содержание данного раздела основывается на положении о том, что сначала ребенок учится понимать речь окружающих, связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами и только потом начинает овладевать экспрессивной речью.
Поэтому начальным, «пусковым» периодом и является развитие у детей понимания речи.При определении содержания речевого общения с детьми следует исходить из положения о том, что наиболее ранней, а, следовательно, и наиболее доступной для детей является ситуационная речь (С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. М. Леушина). Ее доступность объясняется тем, что наглядная, конкретная ситуация, по поводу которой происходит общение, значительно облегчает понимание речи, называние детьми окружающих предметов, производимых действий. В условиях наглядной ситуации ребенок, не знающий того или иного слова, может воспользоваться жестом, указывающим на предмет или действие, местоимением (эта, этот, такое и т. д.). При этом интонация и мимика логопеда также могут способствовать более точному пониманию всех его вопросов, указаний, обращений.
В этот период развития понимания речи в условиях наглядной ситуации используются для занятий многие режимные и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовка к занятиям, уборка в кукольном уголке, дежурство по группе, приготовления к обеду, сну и т. д. Во всех указанных конкретных ситуациях наглядным материалом, облегчающим понимание речи детей, будет служить одежда детей или кукол, раздаваемые для занятий необходимые предметы, пособия, приводимые в порядок игрушки, личные вещи детей и т. п. Начинать надо с обучения пониманию некоторых обиходных обращений в повелительной форме.
Пользуясь словами: покажи, положи, принеси, дай, отнеси, возьми и т. п., возможно уточнить понимание названий очень многих окружающих ребенка предметов. Логопед обращается к ребенку со словами: покажи — дверь, пол, потолок; принеси — карандаш., куклу, мишку; дай — зайку, мячик; поставь — тарелку, чашку, блюдце; подвинь — стул; подними — кубик и т. п.
Постепенно фразы — обращения логопеда должны расширяться: «Покажи, где красный карандаш.; покажи, где большой мяч и т. п.». Очень важно при этом неоднократно повторять однотипные упражнения в различных наглядных ситуациях так, чтобы ребенок мог достаточно точно понять не только значение слов, но и условия их употребления.
Весьма продуктивными являются занятия, проводимые логопедом в различные режимные моменты. Например, во время сборов на прогулку логопед приходит с детьми в раздевалку и, обращаясь к ним с инструкциями, регулирует процесс одевания. Например: «Сначала снимите тапочки; затем обуйте сапожки; потом наденьте пальто; сейчас можно надеть шапку, завязать шарф. А теперь достаньте варежки и т. д.».
Свидетельством полного и правильного понимания воспринятой речи является появление у ребенка ответной реакции. Она может быть выражена сначала мимикой, жестом или выполнением нужного действия. При этом полезно побуждать ребенка отвечать не только движениями, но и речью.
Постепенно вопросы-обращения логопеда становятся более разнообразными и сложными. Однако дети пока еще отвечают только соответствующими действиями. Например: «Поднимите руки, кто уже обул сапожки» или «Покажите, кто уже надел шубку», «завязал шарф»; «Подойдите ко мне, кто уже полностью оделся» и т. д.
Для закрепления усвоенных названий предметов и действий ствий подобные занятия следует проводить систематически изо дня в день. Для более полного успеха необходимо установить контакт с воспитателем, который будет проводить аналогичные занятия в группе, на прогулке, во время различных режимных моментов.
Постепенно дети начинают пытаться самостоятельно называть соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время логопед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за
ребенком.
При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи. Например:
• появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос — Что это? Кто это? Кто спрятался? и т.п.;
• совместное проговаривание слова;
• отраженное проговаривание;
• договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.
Широко используется прием комментирования действий с предметами. При этом ребенку предъявляются правильные речевые образцы и стимулируется понимание речи. Понимание речи облегчается в этом случае тем, что ее содержание базируется на наглядном материале и связано с ситуацией. Обеспечивается также многократность повторения грамматических категорий. Например: Вова завязывает шарф? И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф и т.п.
Для совершенствования понимания речи следует учить детей различать:
• действия, близкиепо ситуации (вяжет — шьет, спит — лежит, несет — везет, прыгает — бежит, шьет — вышивает и т. д.);
• действия и признаки, противоположныепо значению (надень пальто — сними, налей — вылей, завяжи бант — развяжи, повесь полку — сними, открой дверь — закрой;
большой — маленький, толстый — тонкий, широкий — узкий, высокий — низкий);
• действия, выраженные личнымии возвратнымиглаголами (купает — купается, моет — моется, одевает — одевается, катает — катается, причесывает — причесывается).
Для уточнения понимания грамматических форм детей учат дифференцировать:
• действия, выраженные глаголами единственного и множественного числа (плывет — плывут, пой — поют, пьет — пьют, идет — идут, спит — спят, ест — едят, висит — висят);
• действия, выраженные глаголами прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода. Например: Валя пел — Валя пела;
Валя мыл — Валя мыла; Валя пил сок — Валя пила сок; Валя ел суп — Валя ела суп;
• падежные формы (например: где малыш, надевает шубу; где малышу надевают шубу; где волк ловит зайца; где заяц ловит волка; где мама кормит дочку, где дочка кормит маму);
• притяжательные местоимения (дай маме карандаш, дай мамин карандаш);
• глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;
• семантически близкие действия.
С этой целью используются парные картинки и разнообразные ситуации.
Наряду с уточнением значения слов очень важно направить внимание детей на изменение значения слова в зависимости от суффикса и окончания, что имеет большое значение для расширения объема понимания речи, а также для улучшения качественных показателей лексики. В связи с этим на логопедических занятиях детям можно предложить сопоставлять на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся своим размером (шар-ик, хвост-ик, рот-ик, шарф-ик, ковер — коврик, дом — домик, лапа — лапка, шуба — шубка, гора — горка, трава — травка, чашка — чашечка, ложка — ложечка, миска — мисочка).
Учитывая, что практическое овладение значением слова не может быть осуществлено вне связной речи, детям следует предлагать упражнения, в которых они дополняли бы предложения, называя в зависимости от смысла обычную или ласкательную форму слова:
• Лене завязали большой красный бант,
а Леночке — маленький красненький [бантик];
• Мама надела меховую шубу,
а Танюша — маленькую меховую [шубку].
Используя специальные дидактические игры, детей учат различать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами в, на, под, из, около,действия, сходные по внешним признакам. Для этой цели в первую очередь следует подбирать те действия, которые легко демонстрируются: приходит — уходит; приносит — относит; наливает — выливает; открывает — закрывает и т. д.
При этом логопед наглядно демонстрирует, как изменяется значение слова, обозначающее действие, в связи с изменением звучания его начальной части (т. е. приставки) (под-прыг-ни — с-прыгни — пере-прыгни — прыгает; под-шей юбку — за-шей дырку — вы-шей салфетку — при-шей пуговицу и т. д.).
Развитие фонематического слуха
Коррекционные занятия включают игровые упражнения, на которых детей учат различать неречевые звуки и их направление:
• постукивание;
• похлопывание;
• шуршание бумаги;
• скрип двери; о звуки бубна;
• звуки металлофона;
• звуки рояля;
• звуки гармошки и т. д.
Затем дети дифференцируют на слух:
• существительные, названия которых отличаются однимзвуком.
Они показывают названные логопедом картинки:
мышка — миска;
Машка — маска;
дочка — точка;
бочка — почка;
киска — лиска;
крыша — крыса;
• существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко -слоговой структуре:
осёл — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос;
• глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам):
кто катает — кто купает;
кто купает — кто покупает;
кого пасут — кого несут;
кто везет — кто несет и т. д.
Используя различные игровые ситуации «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу — ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа),дети на слух выделяют эти звуковые комплексы среди других сочетаний.