Индивидуальность – это своеобразие и неповторимость человека как индивида и личности

Индивидуальность проявляется на уровне индивидных свойств в типе телосложения, цвете волос, типе темперамента, особенностях задатков. На уровне личности индивидуальность проявляется в чертах характера, в специфике интересов, мировоззрения, ценностей и идеалов.

4.3. Понятие и отличительные черты деятельности.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности. С другой стороны, деятельность — наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, — целостный мотивированный акт поведения.

Основной характеристикой деятельности является ее предметность. Предмет деятельности выступает двояко: первично в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта (то есть деятельность побуждается предметом); вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может.

Второй чертой деятельности является то, что побуждаясь потребностью, как источником активности, она управляется сознаваемой целью как регулятором активности.

Немотивированной, так же как и нецеленаправленной деятельности не может быть. Мотив и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении.

4.4. Психологическое строение (структура) индивидуальной деятельности.

Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру. Согласно взглядам А.Н. Леонтьева и представителей его научной школы целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности - мотивы – цели - условия достижения цели (единство цели и условий составляют задачу) и соотносимые с ними: деятельность - действия - операции.

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляют ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности. В своем единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологическое содержание.

Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания.

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности.

Потребность — это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни. К человеческим потребностям относятся его витальные нужды (необходимость в пище, воде, во сне и т.д.); социальные интересы: необходимость принадлежать группе людей, вступать в эмоциональные контакты и т.п.; экзистенциональные побуждения: «быть субъектом собственной жизни», творить, чувствовать.

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к активности, к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив – это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность. По А.Н. Леонтьеву «мотив – это опредмеченная потребность». На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

Процесс удовлетворения потребностей субъекта предполагает достижение им тех или иных целей. Цель – это представляемый или мыслимый результат деятельности.

Различают конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. Иногда осуществление этой цели совершается в идеальном плане, а не практически.

К промежуточным целям относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения цели конечной.

Рассматривая сложные виды деятельности, можно заметить, что достижение конечной цели опосредствуется многими промежуточными, причем в первую очередь выдвигаются конечные цели, а в последнюю очередь – те, которые должны быть достигнуты в первую очередь. Промежуточные цели деятельности осуществляются с помощью действий.

Действия – это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Действия могут быть как внешними (предметными), так и внутренними (умственными).

Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие осуществляется. Способ выполнения действия в зависимости от условий, в которых дана цель действия, называется операцией. Операция вначале является целенаправленным действием и только в некоторых случаях приобретает форму автоматизированного навыка.

4.5. Виды деятельности.

Существуют основные виды деятельности – труд, игра, учение.

Труд занимает особо важное место в жизни человека. Игра и учение – это подготовка к труду. Они произошли из труда. Трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и испытание им сил и веществ природы. Люди в процессе труда, воздействуя на природу, создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Вместе с тем, труд — решающее условие формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств ее сознания.

Игра — это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. Исследования показывают, что у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам и помогает овладеть значением слов. Когда игра становится сюжетной, ребенок овладевает с ее помощью действиями в отношении вещей, а затем и в отношении к другим ролям, как носителям определенных требований (правил).

Учение — это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков, умений. Учение — это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. В учении все подчинено развитию личности. Это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом должны обеспечить формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В этом ее основное отличие от игры и труда, требующих ряд других целей.

Наши рекомендации