Типология авторских школ
Рассмотрение различных авторских школ позволяет выделить их типы. Приведем типологию, предложенную Т. В. Цырлиной.
В качестве системообразующего признака выбраны три основания, позволяющие указать место авторской школы в социуме, раскрыть внутреннее содержание ее деятельности, выделить особенности распространения и реального воплощения образовательной и воспитательной деятельности в педагогическом процессе:
1. Тип учреждения:
1) по форме собственности:
· государственная (школа № 825 в. А. Караковского в Москве, школа «Оптимум» А. в. Меренкова в Екатеринбурге);
· негосударственная:
– светская (школа «этической культуры» Ф. Адлера);
– конфессиональная (школа Св. Павла, США);
2) по отношению к социуму:
· закрытая, интернатного типа (Дом сирот Я. Корчака, Саммерхилл А. Нейла);
· открытая (Павлышская средняя школа в. А. Сухомлинского, гимназия Ю. В. Завельского в Москве);
· «школа без стен» (школа-парк).
2. Целеценностная направленность:
1) по общей ориентации:
· космополитическая. Направлена на формирование гражданина
мира (Дартингтон-Холл);
· национально-демократическая. Направлена на нравственное
совершенствование личности ребенка во имя служения своему обществу и народу («справедливые общества» Л. Кольберга);
· личностно ориентированная. Нацелена на реализацию способностей ребенка (Чикагская лабораторная школа);
2) по типу управления:
· авторитарная. Характерен высокий уровень дисциплины
и учебных результатов, отсутствует свобода и условия для самореализации (школа Н. Грозы, существовавшая в 1930-е гг. в Москве);
· демократическая школа гуманистической ориентации (Яснополянская школа Л. Толстого, Павлышская школа В. А. Сухомлинского);
3) по доминирующей функции:
· образовательная. Концентрирует свою деятельность в основном на реализации образовательной функции детского учреждения.
Наряду с заявленными образовательными ориентирами реализуются
и воспитательные цели (школа «Оптимум» А. В. Меренкова);
· воспитательная. Декларируется приоритет воспитания в целях, формах, видах деятельности. Наиболее удачные авторские решения реализуются во внеурочной сфере деятельности. Яркая, насыщенная позитивным настроем жизнь детей проецируется и на сферу познавательной деятельности (школа Саммерхилл А. Нейла, школа
В. А. Караковского);
· социально-реабилитационная. Деятельность школ этого типа
направлена на создание условий для восстановления как физического, так и социального здоровья детей (Чикагская орогеническая школа
Бр. Бетгельгейма, школа А. С. Макаренко);
4) по приоритетным видам деятельности:
· школа познания. Процесс познания организован в творческой
неординарной форме (школа эвристического образования А. в. Хуторского в Москве, школа «этической культуры» Ф. Адлера);
· школа действия. Школы, ориентированные на действие, работают в русле педагогической парадигмы Дж. Дьюи. Деятельность
концентрируется в области практико-ориентированных умений, навыков осмысления новых технологий и путей их реализации в современных условиях. Практическая задача служит основой для поиска познавательных целей;
· клубная школа. Сконцентрированные на клубной деятельности
авторские школы (например, школа-парк) позволяют создавать все
необходимые условия для поиска каждым ребенком благоприятной
для него ниши развития;
· школа здоровья и физического совершенства. Школы данного
типа реализуют валеологическое движение (например, Оденвальдская
школа П. Гехеба). Для отечественной педагогики этот тип школ становится одним из важнейших;
· школа смешанного типа. Доминирует несколько видов деятельности. Например, в условиях вальдорфских школ происходит совмещение трех доминирующих видов деятельности: клубной, практической, валеологической.
3. Особенности осуществления:
1) по степени новизны:
· адаптационная. Степень новизны проявляется лишь в приспособлении авторской концепции к конкретному месту и времени;
· комбинаторная. Имеет место новое сочетание собранных воедино известных подходов, приемов, методов. Эффективность от
взаимодействия выбранных методов значительно превосходит обычный суммарный эффект, ожидаемый от такого соединения (ШКИД
В. Н. Сороки-Росинского);
· радикальная. Это школа, построенная на основе принципиально новой концепции, не имеющей аналогов в прошлом (например, педагогика Р. Штейнера);
2) по уровню распространения:
· единичная. Школа сохраняется в единственном экземпляре, ввиду того что отсутствуют разработанные технологические механизмы переноса авторской концепции (Павлышская средняя школа
В. А. Сухомлинского);
· локальная. Школы этого типа не могут быть адаптированы
к любым культурологическим условиям, осуществляют свою деятельность в узко ограниченных географических рамках (современные
школы, работающие по авторской концепции американского исследователя К. Гликмана в штате Джоржия, США);
· национальная. Возможности «тиражирования» авторской концепции ограничены условиями одной страны (школы «коллективного
творческого воспитания» в СССР и в России);
· универсальная. Школы этого типа наиболее технологичные, не
зависящие ни от культурологических особенностей социума, ни от
географических условий (вальдорфские школы, школы М. Монтессори, «справедливые общества» Л. Кольберга);
3) по масштабу реального воплощения:
· авторская концепция. Это способ осуществления образовательной и воспитательной деятельности, теоретически разработанный, отличающийся от принятого, позволяющий получить более высокие по
сравнению с массовой практикой результаты. Это школа, не реализованная на практике, хотя процесс реализации может состояться;
· авторский проект. Это школа, работающая под руководством
конкретного педагога в соответствии с его концепцией, находящейся
в процессе становления; начальный этап реализации авторской концепции (школа «Оптимум» А. В. Меренкова в Екатеринбурге);
· авторская школа как единичное явление. Это школа одного директора, со специфической уникальной культурой, полностью зависящая от деятельности своего творца или от места реализации (например, школа В. А. Сухомлинского). Комплекс отличительных черт не может быть воспроизведен другим автором. Возможен вариант сохранения системы коллективом педагогов, хорошо изучившим традиции. Однако распространение, «тиражирование» системы не является возможным;
· школа-модель. Концепция сформулирована в гибкой форме, дающей возможность распространения. Реализация концепции может
быть осуществлена без ограничений во времени и пространстве. Гибкость, разработанность, технологичность – те качества, которые позволяют обеспечить широкое, частичное или ограниченное распространение авторской школы-модели. Примерами являются разработанная и внедренная в практику Л. Кольбергом концепция «справедливые общества», реализованное В. А. Караковским «коллективное
творческое воспитание»;
· школа-направление. Это целое движение школ, работающих на
основе конкретной концепции, имеющей четко сформулированные
инвариантные черты и высокий уровень технологичности. По сравнению со школой-моделью поле применения шире, более высокий коэффициент адаптивности. Деятельность школы созвучна с нарождающейся парадигмой, готовит переход к ней, являясь опорой в парадигме своего времени. С целью пропаганды идей авторского направления создаются научно-педагогические объединения, ведется профессиональная подготовка педагогов.
Вальдорфская школа Р. Штейнера, созданная в Германии в 1919 г., стала стимулом к возникновению широкого педагогического движения по созданию подобного типа школ. Каждая из этих школ, конечно
же, приобрела черты, присущие времени и культурологической среде, но тем не менее сохранила основные системообразующие черты школы – основоположницы движения;
· школа как основание новой парадигмы. Школа данного типа базируется на системе концептуальных положений автора-творца.
Система характеризуется четко выстроенным и соответствующим социально-политическим и культурным особенностям своего времени
ядром ценностей, блоком ценностных приоритетов и профессионально-ценностных ориентаций. Широкомасштабное внедрение в практику обеспечивается высоким уровнем разработанности авторских технологий. Идеи творца являются основой для создания научных сообществ, в состав которых входят институты, опытные базы, исследовательские лаборатории, позволяющие быстро реагировать на потребности изменяющегося общества.
Примером является деятельность Дж. Дьюи. Созданная им школа при Чикагском университете порождает авторскую школу-модель, затем появляется школа-направление. Значительное распространение подобного типа школ превращает педагогическое пространство США первой четверти XX в. в экспериментальную площадку. Формируется ведущая парадигма – парадигма «прогрессивной школы», или «школы действия».
Подводя итог, следует отметить, что авторская школа за последние сто лет стала значительным фактом педагогической действительности и неотъемлемым фактором педагогической культуры. Позволяя построить для современного общества модель школы и модель человеческих взаимоотношений, она знаменует собой подлинный прорыв в будущее.
Вопросы для самопроверки
1. Какое образовательное учреждение можно назвать инновационным?
2. Какие бы вы предложили критерии для оценки инновационности образовательного учреждения?
3. Какую школу можно назвать «авторской»?
4. Назовите четыре структурные составляющие культуры авторской школы.
5. Охарактеризуйте составляющие типологии авторской школы.