Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике

Тема 14. ПЕДАГОГИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

· 14.1. Общение как средство педагогического сотрудничества

· 14.2. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике

· 14.3. Стили педагогического общения

· 14.4. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения

· 14.5. Требования к личности современного преподавателя

· 14.6. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя

· 14.7. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя

· Список рекомендуемой литературы

Общение как средство педагогического сотрудничества

· Сущность речевого общения и его структура

· Невербальные средства общения

· Виды общения

Сущность речевого общения и его структура

Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общение, или коммуникация, - широкое и емкое понятие, которое применяется для обозначения осознанной и неосознанной вербальной связи, передачи и приема информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:

· речевой - вербальный от лат. verbalis - устный, словесный;

· неречевой - невербальный. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Речь, как средство общения, одновременно выступает как:

· источник информации;

· способ взаимодействия собеседников. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В структуру речевого общения входят:

· значение слова, фраз;

· смысл слов, фраз;

· речевые звуковые явления: (См. дополнительный иллюстративный материал.)

o темп речи:

§ быстрый,

§ средний,

§ замедленный;

o модуляция высоты голоса:

§ плавная,

§ резкая;

o тональность голоса:

§ высокая,

§ низкая;

o ритм:

§ равномерный,

§ прерывистый;

o тембр:

§ раскатистый,

§ хриплый,

§ скрипучий;

o интонация;

o дикция речи. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

· выразительные качества голоса:

o характерные специфические звуки, возникающие при общении:

§ смех,

§ хмыканье,

§ плач,

§ шепот,

§ вздохи;

o разделительные звуки:

§ кашель;

o нулевые звуки:

§ паузы;

o звуки назализации:

§ "хм-хм",

§ "э-э-э" и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В речевом общении также играют важную роль:

· точность употребления слова;

· выразительность;

· доступность;

· правильность построения фразы;

· доходчивость фразы;

· правильность произношения звуков, слов, выразительность;

· смысл интонации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является: плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Невербальные средства общения

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

· кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);

· просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса);

· такесика (тактильные взаимодействия);

· проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

Существует 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек:

· индивидуально-личностная;

· эстетическая;

· эмоциональная;

· психологическая;

· социально-иерархическая;

· возрастная;

· половая;

· медицинская;

· пространственная и другие.

Виды общения

В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Общение - это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.

Выделяют два вида общения:

· социальноориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;

· Личностноориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.

Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, мы называем педагогическим общением.

В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социальноориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностноориентировано.

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др.

Проблемы для обсуждения:
1. Понятие общения.
2. Классификации видов общения.
3. Понятие педагогического общения.

Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике

· Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика

· Сущность педагогического взаимодействия

Наши рекомендации