Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике
Тема 14. ПЕДАГОГИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
· 14.1. Общение как средство педагогического сотрудничества
· 14.2. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике
· 14.3. Стили педагогического общения
· 14.4. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения
· 14.5. Требования к личности современного преподавателя
· 14.6. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя
· 14.7. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя
· Список рекомендуемой литературы
Общение как средство педагогического сотрудничества
· Сущность речевого общения и его структура
· Невербальные средства общения
· Виды общения
Сущность речевого общения и его структура
Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общение, или коммуникация, - широкое и емкое понятие, которое применяется для обозначения осознанной и неосознанной вербальной связи, передачи и приема информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:
· речевой - вербальный от лат. verbalis - устный, словесный;
· неречевой - невербальный. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Речь, как средство общения, одновременно выступает как:
· источник информации;
· способ взаимодействия собеседников. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В структуру речевого общения входят:
· значение слова, фраз;
· смысл слов, фраз;
· речевые звуковые явления: (См. дополнительный иллюстративный материал.)
o темп речи:
§ быстрый,
§ средний,
§ замедленный;
o модуляция высоты голоса:
§ плавная,
§ резкая;
o тональность голоса:
§ высокая,
§ низкая;
o ритм:
§ равномерный,
§ прерывистый;
o тембр:
§ раскатистый,
§ хриплый,
§ скрипучий;
o интонация;
o дикция речи. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
· выразительные качества голоса:
o характерные специфические звуки, возникающие при общении:
§ смех,
§ хмыканье,
§ плач,
§ шепот,
§ вздохи;
o разделительные звуки:
§ кашель;
o нулевые звуки:
§ паузы;
o звуки назализации:
§ "хм-хм",
§ "э-э-э" и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В речевом общении также играют важную роль:
· точность употребления слова;
· выразительность;
· доступность;
· правильность построения фразы;
· доходчивость фразы;
· правильность произношения звуков, слов, выразительность;
· смысл интонации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является: плавная, спокойная, размеренная манера речи.
Невербальные средства общения
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
· кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);
· просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса);
· такесика (тактильные взаимодействия);
· проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.
Существует 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек:
· индивидуально-личностная;
· эстетическая;
· эмоциональная;
· психологическая;
· социально-иерархическая;
· возрастная;
· половая;
· медицинская;
· пространственная и другие.
Виды общения
В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Общение - это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.
Выделяют два вида общения:
· социальноориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;
· Личностноориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.
Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, мы называем педагогическим общением.
В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социальноориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностноориентировано.
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др.
Проблемы для обсуждения:
1. Понятие общения.
2. Классификации видов общения.
3. Понятие педагогического общения.
Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике
· Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика
· Сущность педагогического взаимодействия