Творческие проекты как способ стимулирования познавательной самостоятельности
Так, ниже представлены проекты, развивающие интерес к предмету и знаниям у учащихся. Решение представить проекты по разным предметам курса общеобразовательной школы г.Ханты-Мансийска оправдано тем, что практически любой предмет нуждается в данных проектах.
Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся.
Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения использую в изучении предмета, применяю на уроках и во внеурочной работе [8,c.77].
Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Основные требования к использованию метода проектов.
- Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся.
- Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта.
Выделим возможные типы учебных проектов.
По доминирующей деятельности:
- информационно- познавательные,
- игровые,
- исследовательские,
- творческие,
- практико-ориентированные (прикладные)
Информационные, познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов [13,c.45].
По предметно-содержательной области: предметные, межпредметные.
По продолжительности: от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более.
Очень важно, что при работе над проектом ученики не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Так, проекты можно представить по следующим предметам:
- литература;
- физика;
- география;
- история и обществознание;
- экономика и право.
При написании проекта обязательно указываются – план работы, цели, задачи, проблематика, а также необходимы:
- актуальные данные по вопросы.
- фотографии, графические и аудио-видеофайлы;
- выражало мнение автора.
Можно использовать следующий вариант организации исследовательского проекта, реализованного в нашей практической деятельности.
На первом, подготовительном этапе, обучаемые самостоятельно делятся на группы по 5-6 человек, распределяют между собой обязанности и следующие вопросы (тематические и «персонифицированные» блоки проекта), фокусирующие исследование некольких отдельных вопросов. В нашем случае композиция этих вопросов (блоков) выглядела следующим образом:
Введение, Основные достопримечательности, Традиции и обычаи современной Греции, Экскурсия по Греции Заключение.
Следующий этап – этап планирования. Преподаватель предоставляет обучаемым план-календарь своей работы и необходимые для выполнения проекта источники информации. Рабочие группы составляют план собственной работы и корректируют его вместе с преподавателем.
На этом этапе обучаемые определяют конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение и круг пользователей, выбирают способы поиска информации. Нужную информацию они решают искать в библиотеках или в Интернете, а затем разрабатывают идею создания фильма-презентации в программе Power Point.
Далее следует собственно исследовательский этап – осуществление сбора и анализа информации. Именно на этом этапе обучаемые чаще применяют различные средства информационно-коммуникационных технологий. Для работы они используют и литературу на бумажных носителях, и все возможные виды электронных изданий.
В ходе работы над проектом все более актуальной становится самостоятельная работа обучаемого не только с информационными базами данных, но и с обучающими программами (не все владеют навыками работы в программе Power Point).
На данном этапе у обучаемых лучше всего развивается самостоятельность, которая тесно связана с творчеством. Очень важно, что в ходе выполнения самостоятельной работы они не просто воспроизводят прочитанное и услышанное, но и вносят в него что-то свое, пусть даже иногда не столь значимое. Здесь и проявляется творческая познавательная активность обучаемых. По окончании данного этапа работы у каждой рабочей группы уже имеется необходимая для выполнения проекта информация.
Проект по географии – страноведческий. Ниже представлен текст проекта, написанный автором для примера в данной курсовой работе.
Тема проекта – «Античность Греции – путешествие в страну».
Тип – творческий проект.
Область – предметная.
Срок – длительный.
Текст проекта представлен в Приложении А.
Также к проекту желательно присоединить видеофильмы о Греции следующего характера:
- фильм о мифах Древней Греции
- исторический документальный фильм о Греции
- современная Греция глазами путешественника.
Ещё одним методом обучения, предполагающим развитие творческой самостоятельности учащихся, является игра: игры – соревнования, дебаты, литературные суды, викторины, дискуссии, конференции.
Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащегося, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету.
Игра имеет огромное положительное влияние на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры ребёнок способен выполнить такой объём умственной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации, это позволяет каждому ученику включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения.
Включить учащихся в процесс самостоятельного решения проблемных задач помогает мне исследовательский метод, являющийся составной частью проблемного обучения. Исследовательский метод [15,c.80]:
-формирует многие черты творческой личности;
-даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях;
-является условием формирования интереса к изучаемому предмету.
На разных этапах обучения я отбираю и современные средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, видеоматериалы, электронные тренажёры, электронные библиотеки.
Таким образом, в данной курсовой работе рассмотрены типы стиля преподавания и формы обучения, а также представлены проекты для развития самостоятельности познавательного характера учащихся.