Командный зачет участников деловой игры по теме
Тема: Дидактика как наука о сущности и закономерностях учебного процесса
Цель:формировать знания студентов о дидактике, ее предмете, основных понятиях, методологической основе, умение выделять характерные особенности процессов познания и учения.
План
1.Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике.
2. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика.
3. Основные категории дидактики.
4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие.
5. Соотношение понятий познания и учения.
Вопросы на закрепление изученного материала
1. Что означает термин «дидактика»? Кто впервые ввел этот термин в
педагогику?
2. Кто впервые осуществил фундаментальную научную разработку дидактики?
3. Какие известные педагоги внесли большой вклад в разработку учебного
процесса?
4. Что следует понимать под образованием?
5. Перечислите основные проблемы, которые разрабатывает дидактика?
6. Назовите характерные признаки процесса обучения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Составьте таблицу соотношения понятий познания и учения.
2. Докажите, что понятие образования олицетворяет собой единство и
взаимосвязь обучения и воспитания.
3. Как определял сущность образования Л.С. Выготский, И.П. Подласый,
В.В. Воронов?
Литература
1. Подласый И.П. Педагогика.- М., 2000, С. 108-111.
2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах.-М.,1997., С.65-66.
3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. – М., 2003.
4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики- М.,1993.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах и опорных конспектах. - М., 2006. - с.72.
ДИДАКТИКА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Дидактика- область педагогики, исследующая закономерности процесс; обучения. Дает научное обоснование целям и отбору содержания образования выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.
Предмет дидактики- процесс обучения, его закономерности.
Задачи дидактики- в области процесса обучения, в области образования.
Основные категории дидактики -процесс обучения
содержание образования
знания, умения, навыки
методы обучения
формы организации обучения
учение
преподавание
Дидактика и гносеология- методологическая основа - теория познания и
отражения
познание человека - активный процесс - практика - необходимая исходная и конечная ступени познания
Движущие силы обучения -противоречия
Дидактика связана с философией, социологией, физиологией, психологией, медициной, частными методиками, этикой, эстетикой.
Взаимосвязь дидактики и частных методик, закономерности, рекомендации, факты, примеры, специфика.
Карточки для проверки знаний
Тема: «Дидактика как наука о сущности и закономерностях учебного процесса»
1. Раскройте роль и специфику обучения во всестороннем развитии личности.
2. Раскройте специфику и взаимосвязь дидактики и частных методик.
3. Что следует понимать под образованием?
4. Перечислите основные проблемы, которые разрабатывает дидактика?
5. Как определяли сущность образования Л.С. Выготский, В.В.Розанов, С.И.Гессен?
6. Что означает термин «дидактика»? Кто его впервые ввел? Кто впервые осуществил научную разработку дидактики?
7. Какие известные педагоги внесли большой вклад в разработку дидактики?
Тема: Основные дидактические концепции
Цель:познакомить с основными концепциями обучения в дидактике, их особенностях, структуре, положительных и отрицательных сторонах, умение определять доминирующую роль, цель каждой из них, развивать педагогический кругозор студентов.
План
1. Классическая теория обучения и поиски новых путей обучения на ее основе.
2. И.Ф. Гербарт и его роль в развитии традиционной дидактической системы.
3. Педоцентристская дидактика (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, В. Лай и др.).
4. Современная дидактическая система.
Вопросы на закрепление изученного материала
1 .Кто является основателем классической системы обучения?
2. Какую структуру обучения предложил И.Ф. Гербарт? В чем заключалась
ее новизна?
3. В чем вы видите положительные и отрицательные стороны обучения через «делание» по Д. Дьюи?
4. О каких новых принципах обучения Вы сегодня узнали?
Задания для самостоятельной работы
1.Составить таблицу, где в каждой дидактической системе отметить цель, структуру процесса обучения, положительные и отрицательные стороны.
Литература
1. Владиславлев П.А. Система образования в европейских странах. -М., 1989.
2. Подласый И.П. Педагогика. - М.,2000.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика . - М., 2002.
4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М.1997. -С.66-68.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.-М., 2006. с.71.
Тема: Понятие процесса обучения. Философские и психологические основы обучения.
Цель:познакомить студентов с сущностью и структурой процессов: обучения, умения строить учебный процесс с учетом индивидуальны: особенностей учеников.
План
1.Сущность процесса обучения, его задачи, закономерности и движущие силы. Противоречия учебного процесса.
2. Структура процесса обучения.
3. Двусторонность учебного процесса.
4. Формирование способов учебной деятельности.
Вопросы на закрепление изученного материала
1 .В чем выражается двусторонность процесса обучения?
2. Перечислите задачи, которые решает педагог в процессе обучения?
3. Какие структурные компоненты обучения выделяют?
4. Что является движущей силой учения?
5. Назовите функции обучения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Начертить схему процесса обучения со всеми его структурными
компонентами.
2. Раскрыть противоречия учебного процесса: содержательной,
мотивационной и операционной сфер.
Литература
1. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.,1984.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. - М.,2005.
3. Подласый И.П. Педагогика. - М.,2000.- с.119 (последовательность и
содержание действий участников познавательного процесса).
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. -М., 2006.с.76.
ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ:
Понятие процесса обучения. Философские и психологические основы обучения
ЗАДАЧИ:
1. Выявить уровень знаний студентов по данной теме.
2. Формировать умение учитывать многообразие педагогических теорий, ориентируясь на критический анализ и поиск новых решений.
3. Формировать культуру общения, умение ясно и последовательно излагать свои мысли.
4. Продолжать формировать умение по специально разработанным критериям оценивать свои ответы и ответы товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ:таблицы с названиями основных дидактических концепций (традиционная, педоцентристская, современная), конверты с заданиями, таблицы-схемы для учета знаний студентов, таблица-схема для учета активности команд.
ХОД УРОКА:в аудитории так расставлены столы, чтобы четко было определено место каждой команды. На столах заставки с названиями, у доски стол для экспертов. Зачет проводится в пять этапов:
1 этап - приложение 1;
2 этап - приложение 2;
3 этап - приложение 3;
4 этап - приложение 4;
5 этап - приложение 5;
Вопросы блицтурнира (приложение 1):
1. Назовите виды обучения.
2. Кто впервые ввел принцип воспитывающего обучения?
3. Кем была разработана таксономия целей обучения?
4. Что означает знание?
- понимание?
- применение?
- анализ?
- синтез?
5. Перечислите факторы отбора содержания.
6. Перечислите этапы формирования умственного действия.
7. Назовите принципы развивающего обучения.
8. Что означает принцип «развивающей помощи»?
9. Что значит создать атмосферу «свободы учения»?
10. Перечислите методы стимулирующие «свободу учения».
ЗАДАНИЕ (приложение 2):командам дается задание составить таблицу.
1 команде - сообщающее обучение.
2 команде - проблемное обучение.
3 команде - программированное обучение.
По схеме: действия учителя; действия ученика.
ЗАДАНИЕ (приложение 3):провести презентацию дидактической концепции, которую вы представляете.
ЗАДАНИЕ (приложение 4):команды должны ответить на теоретический вопрос:
1. Кто является основным представителем концепции?
2. Каковы цели, содержание обучения?
3. Как выглядит структура обучения?
4. Перечислите положительные и отрицательные моменты концепции.
ЗАДАНИЕ (приложение 5):распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую и современную дидактику.
1. Обучение сводится к спонтанной деятельности детей.
2. Обучение понимается как управление учением с опорой на активность ученика.
3. Обучение состоит в передаче готовых знаний учащимся.
4. Структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения.
5. Процесс обучения строится адекватно тому, чтобы формировать систему знаний и обеспечить развитие личности.
6. Структуру процесса обучения образуют сообщение, понимание, обобщение и применение знаний.
Правильные ответы:
традиционная - 3,6; педоцентристская - 1,4; современная - 2. 5.
Командный зачет участников деловой игры по теме
Тема:
Название команды | I | II | III | IV | V | VI | VII | Итого |
Команда № 1 | ||||||||
Команда №2 | ||||||||
Команда №3 |
Опорный конспект
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ- это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯсостоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.
Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двухсторонний: преподавание, деятельность учителя и учение - деятельность учеников.
ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ:
1. Образовательная - состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности.
ЗНАНИЯ- сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать
факты науки, теории, понятия и т.д.
УМЕНИЕ- это владение способами применения знаний на практике. НАВЫК- автоматизированное действие, элемент умения.
2. Воспитательная - состоит в том, что в процесс усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения.
3. Развивающая - обеспечивает развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности.
Л.С. Выготский говорил, что обучение ведет за собой развитие. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства.
(см. Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.).
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Процесс обучения в дидактике рассматривается как деятельность, и потому в нем на основе теории деятельности выделены следующие компоненты:
1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения;
2. Планирование работа, отбор содержания и средств достижения целей
3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников;
4. Контроль и корректирование работы;
5. Анализ и оценка результатов обучения;
Образование- есть процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Содержание образования- это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
Теории отбора содержания образования:
Теория формального образования ведет свое начало от Локка (17в.). Песталоцци, Канта, Гербарта (19-20 в.). Сторонники этой теории считали, что источником знаний является разум, что знания порождаются самим познающим субъектом, самостоятельностью его ума. Поэтому важнейшую задачу образования они видели не столько в овладении учащимися фактическими знаниями, сколько в развитии их ума, т. е. способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению т.д.
Теория материального образования пробивает себе дорогу в конце 18 в. -начале 19 в. Своим зарождением она обязана тому, что быстрое развитие промышленности поставило вопрос о необходимости подготовки людей, обладающих основательной естественной и практической подготовкой. Сторонники этой теории и, в частности, английский философ-утилитарист Г.Спенсер утверждали, что познание не может выйти за пределы непосредственного человеческого опыта, что источником знаний является опыт. Следовательно нужно вооружать учащихся естественнонаучными знаниями, а в качестве критерия для отбора образовательного материала должна быть степень его утилитарной пригодности для жизни, для практической деятельности учащихся в будущем.
Прагматиская теория образования широкое распространение получила в первой трети 20 в. (особенно в американской педагогике). Известный
представитель прагматизма в педагогике Д. Дьюи (1859-5952) пытался создать свою концепцию образования. Обучение он представлял как организацию деятельности детей по разрешению практических задач, взятых из повседневной жизни. Основными постулатами этой "теории" выступали следующие:
- «Материал обучения нужно брать из опыта ребенка»;
- «Ребенок должен определять как качество, так и количество обучения»;
- «Обучение посредством делания - основной метод в школе»;
Как видно из этих положений, Д. Дьюи отрицал необходимость четко очерченного содержания образования и отдельных учебных предметов в
школе.
Тема: Закономерности и принципы обучения
Цель: закрепить знания о закономерностях и принципах целостного
педагогического процесса, формировать понятие о принципах обучения и умения их реализовывать через систему правил.
План
1. Понятие принцип и правило обучения.
2. Принципы обучения.
3. Правила реализации принципов обучения.
Вопросы на закрепление изученного материала
1. В чем Вы видите разницу в понятиях принцип и правило обучения?
2. Как рассматривал принципы обучения Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский?
3. Кто еще из педагогов сформулировал свои принципы обучения?
4. В чем сущность системообразующего принципа природосообразности?
........ и т.д.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Написать правила применения принципа наглядности, доступности, прочности.
Литература
1. Подласый И.П.- М., 2000.- с. 164.
2. Сластенин В.А. Педагогика. - М., 2003.
3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.-М., 2006.-С.56-60