Дидактика: понятие, основные функции

Отрасль научного знания, которая изучает и исследует пробле­мы образования и обучения, именуется дидактикой. Этот термин впервые ввел в научный обиход немецкий педагог В. Ратке. Он употреблял его в значении "искусство обучения". Я. Коменский в своей работе "Великая дидактика" определил этот термин как "всеобщее искусство всех учить всему", т.е. он вкладывал в него тот же смысл.

Объектом дидактики как науки является обучение во всем его объеме и во всех аспектах, а предметом выступает система следу­ющих отношений: "учитель — ученик", "ученик — учебный мате­риал", "ученик - другие ученики". Многообразие этих отноше­ний составляет сущность обучения. Всю систему дидактических отношений организует конкретное проявление деятельности тех, кто обучает, и тех, кто обучается. Вне процесса обучения отноше­ние "преподавание — учение" существовать не может, а отноше­ние "ученик — учебный материал" и другие отношения могут осу­ществляться и вне этого процесса. Познание может происходить и без обучения, хотя обучения без познания не бывает.

Задача дидактики состоит в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

Базовые понятия дидактики: преподавание — это деятельность тех, кто обучает; учение — это деятельность тех, кто обучается; образование — овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Н.Г. Чернышевский выделял три качества, характеризующие образованного человека: обширные знания, при­вычка мыслить и благородство чувств.

Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспита­ние и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта человече­ства, опыта деятельности и познания. Обучение является важней­шим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования.

Дидактика находится в стадии обновления и становления ее научной терминологии, и этот процесс нельзя считать завершен­ным. В дидактике выделяются три функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитательная. Процесс обуче­ния направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.

К знаниям относятся конкретные взаимосвязанные факты, си­стемы понятий, законы, правила, отражающие определенные за­кономерности, а также теоретические обобщения и базовые тер­мины.

Под умениями понимаются практические действия, которые ученик может совершать на основе полученных знаний и кото­рые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получе­нию новых знаний.

К навыкам относят автоматизированные действия. Развивающая функция процесса обучения означает, что во время усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Данная функ­ция составляет проблему взаимоотношения обучения и развития — один из острейших вопросов в психологии и современной дидак­тике.

Сформулированный Л.С. Выготским закон утверждает, что обу­чение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Эта функция более успешно реализуется в ряде специальных технологий, преследующих именно цели раз­вития личности.

Процесс обучения носит и воспитательный характер, который осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда), что делает воспитание более сложным процессом.

В практике обучения эти функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие и воспита­ние. Они взаимообусловлены, т.е. одно из них является следствием и причиной другого.

Принципы обучения

Умы многих выдающихся педагогов занимала проблема, ка­ким образом можно добиться поставленных целей и задач в про­цессе обучения. Однако и сегодня эта проблема не получила окон­чательного решения, так как не определены исходные основания номенклатуры принципов обучения.

Принципы обучения— это знания о сущности, содержании, струк­туре обучения, его законах и закономерностях, выраженные в виде норм деятельности, регулятивов для практики. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические, давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.

В основу выделения системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в рабо­тах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др.

Имеется следующая система принципов обучения.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуально­сти обучаемого.

Принцип научности содержания и методов учебного процесса от­ражает взаимосвязь с современным научным знанием и практи­кой демократического устройства общества.

Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опыта деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим зна­ниям и практическим умениям обучающегося.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоя­тельности обучаемых при руководящей роли педагога.

Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.

Принцип доступности обучения требует учета особенностей раз­вития, анализа с точки зрения возможностей обучаемых, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Еще Я. Коменский определил некоторые правила это­го принципа: переходить от изучения того, что близко, к тому, что далеко; переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Принцип обучения на высоком уровне трудности, введенный Л. Занковым, отвечает названному ранее принципу: обучать в зоне ближайшего развития.

Принцип прочности результатов обучения и развития познава­тельных сил личности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Имен­но поэтому для прочного усвоения требуется сформировать пози­тивное отношение, интерес к изучаемому материалу.

Принцип взаимосвязи обучения с жизнью, с практикой строи­тельства демократического общества.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуаль­ных форм и способов учебной работы.

В процессе обучения необходимо ориентироваться не на от­дельные принципы, а на их систему, обеспечивая научно обосно­ванный выбор целей, отбор определенного материала, методов и средств организации деятельности обучаемых и создание благо­приятных условий для обучения.

Наши рекомендации