Организация коррекционной помощи
Занятия с детьми младенческого и раннего возраста организуются в условиях семьи под руководством сурдопедагога сурдологопедического кабинета. Педагог обучает родителей общим и специальным приемам работы с малышом в соответствии с его возрастом, уровнем психофизического развития и состоянием слуха. Обучение по предложенной нами методике строится на основе устной речи, при широком использовании письменной речи (написанных печатными буквами табличек-названий, табличек-поручений и т.п.).
Если младенец живет в городе, где находится сурдокабинет, то, как правило, два раза в месяц его привозят для консультации: даются рекомендации по воспитанию малыша, показываются отдельные приемы работы, уточняется режим работы индивидуальных слуховых аппаратов, при необходимости проводится медицинское обследование. Если ребенок живет далеко, то его привозят на консультацию 1-2 раза в год. В этом случае в течение нескольких дней (обычно недели) проводятся медицинское и психолого-педагогическое обследование малыша, уточняется режим работы с индивидуальными слуховыми аппаратами, родители показывают сурдопедагогу, как они занимаются дома, демонстрируют достижения ребенка, делятся возникшими проблемами. В ходе всех занятий ведется наблюдение за малышом. На основании полученных данных родителям даются рекомендации для дальнейшей коррекционной работы.
С детьми старше одного года сурдопедагог начинает проводить занятия в присутствии и при активном участии родителей. Такие занятия могут быть организованы 1 раз в неделю в течение одного часа. В ходе занятия педагог не столько обучает ребенка, сколько на нем показывает методику работы дома. Если ребенок живет далеко от сурдокабинета, то его привозят на периодические консультации 1-2 раза в год. В это время он обеспечивается ежедневными занятиями по 30-45 минут в течение одной-двух недель.
Значительно большими чем сурдологопедический кабинет возможностями коррекционной помощи детям обладают группы кратковременного пребывания, которые в настоящее время создаются при специальных учреждениях (группах) для глухих и слабослышащих дошкольников[2].
Основными задачами работы таких групп являются:
- проведение коррекционных занятий с детьми,
- обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи,
- оказание родителям психотерапевтической помощи.
Основная форма коррекционной помощи - индивидуальные занятия или занятия в малой группе (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей.
В группы кратковременного пребывания на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и заявлений родителей зачисляются дети с нарушенным слухом с первых месяцев жизни до 6-7 лет. Особое внимание в работе групп должно уделяться коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста. В группах также оказывается коррекционная помощь детям с выраженными дополнительными отклонениями (например, глухим и слабослышащим детям с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, зрения).
Коррекционные занятия с каждым ребенком обычно проводятся два раза в неделю, при необходимости и по желанию родителей они могут быть и более частыми (через день, каждый день) и более редкими (один раз в неделю, один раз в две недели). Родители, которые живут далеко от учреждения (например, в другом городе), могут приезжать с ребенком 2-4 раза в год на одну-две недели и посещать коррекционные занятия ежедневно. Индивидуальные занятия с детьми первого года жизни, а также с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, по возможности, проводятся на дому не реже 1 - 2 раз в месяц.
В этих группах дети получают квалифицированную помощь различных специалистов: учителя-дефектолога - сурдопедагога, педагога-психолога, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию, техническую помощь сурдотехника, а также при необходимости и медицинскую - со стороны врачей и среднего медицинского персонала, работающего в данном учреждении. Учитель-дефектолог и педагог-психолог посещают детей дома (по возможности 2-3 раза в год), а также поддерживают контакты с дошкольным учреждением общего типа, если воспитанник группы его посещает.
Основным содержанием работы сурдопедагога группы кратковременного пребывания является развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяется обучению грамоте и формированию читательской деятельности. Таким образом, работа специалистов, прежде всего, ориентирована на удовлетворение специфичных образовательных потребностей ребенка с нарушенным слухом. В связи с этим учитель-дефектолог и педагог-психолог должны обращать особое внимание на постоянное консультирование родителей по всем разделам работы с неслышащими малышами в условиях семьи.
Крайне важно повышать готовность сурдопедагогов и педагогов-психологов, работающих в группах кратковременного пребывания, к работе с детьми раннего возраста. К сожалению, в настоящее время они подготовлены к оказанию помощи детям лишь дошкольного возраста – начиная с 2-3 лет.
В том случае, если ребенок с нарушенным слухом не может систематически (не реже 2-3 раз в неделю) посещать занятия в группе кратковременного пребывания, целесообразно, по возможности, организовать его обучение в службе ранней помощи. При этом следует обратить особое внимание на соотношение специфической (адресованной детям с нарушенным слухом) и неспецифической (адресованной детям раннего возраста) помощи.
Основным контингентом детей, получающих помощь в службах ранней помощи, являются дети раннего возраста, отстающие в психомоторном развитии. Если среди них появляется и ребенок с нарушенным слухом, то следует помнить, что коррекционная работа с ним предполагает не только обеспечение полноценного общения и условий для физического и психического развития в соответствии с возрастом, но и проведение специальной работы по формированию его речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению. В работе же, направленной на общее развитие малыша также должны использоваться специфические подходы, связанные с нарушениями слуховой функции.
Если из этого ряда задач выпадает одна, то педагогическое воздействие на ребенка оказывается неэффективным. Так, родители часто обращают внимание лишь на проведение коррекционных занятий с малышом в ущерб его общему развитию и не достигают ожидаемого ими результата в речевом развитии, в развитии остаточного слуха. Специалисты в области раннего вмешательства переносят акцент на формирование общения, проведение целенаправленной и, как правило, высоко эффективной работы по психофизическому развитию малыша. Но без целенаправленного, с использованием особых методических приемов обучения речи, к 2,5-3 годам ребенок остается неговорящим. Более того, у него навсегда «украдена» возможность овладевать речью путем, максимально сближенным с тем, которым формируется речь слышащего ребенка. Сурдопедагог в дальнейшем будет обучать его речи с использованием обходных путей, и это обучение будет начато поздно, когда уже упущен сензитивный период доречевого и раннего речевого развития, хотя формально коррекционная работа с ребенком начата рано – на первом - в начале второго года жизни.
Включая ребенка с нарушенным слухом в малую группу (из 3-4 человек), следует помнить, что для его полноценного развития целесообразнее объединять малыша с нормально развивающимися детьми (или незначительно отстающими от возрастной нормы), а не с детьми, имеющими другие выраженные отклонения в развитии (нарушения интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата). В этом случае и в ходе занятий с ними, и при подготовке специалистов можно будет учесть специфические образовательные потребности именно неслышащего ребенка.
Содержание, организация и методы коррекционной помощи неслышащим детям раннего возраста должны быть направлены на удовлетворение их специфических образовательных потребностей. Они должны обеспечивать непрерывность образования, т.е. быть взаимосвязаны с дальнейшим дошкольным и школьным обучением ребенка. С этой целью в настоящее время разработаны программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей раннего возраста (3, 7, 8).
В настоящее время в практике ранней помощи появились и предлагаются в качестве передового опыта методики либо в целом рассчитанные на детей раннего возраста, в чем-то отличающихся от нормально развивающихся малышей (т.е. не учитываются специфические образовательные потребности), либо эклектично включающие в себя разные, подчас взаимоисключающие подходы, предлагаемые для реализации по отношению к детям с разными отклонениями в развитии. Примером может служить использование жестовой речи в работе с детьми с различными отклонениями в развитии. Остановимся на этом вопросе по отношению к детям с нарушенным слухом.
Жестовая речь – система общения на кинетической основе, основной смысловой единицей которой является жест, представляющий собой движения рук. В сурдопедагогике, в основном западной, достаточно распространены методические системы, в которых широко используется жестовая речь (билингвизм, тотальная коммуникация). Так в билингвистическом подходе жестовая речь является исходной формой речи, обучение с раннего возраста строится таким образом, что именно жестовый язык становится родным, первым языком глухого ребенка. Использование данного подхода вызывает много споров среди сурдопедагогов и родителей. Но это целостный подход, распространяющийся на обучение ребенка в раннем, дошкольном и школьном возрасте. В России билингвистический подход в качестве педагогического эксперимента (под руководством Г.Л.Зайцевой) реализуется в отдельных классах школы для глухих, при работе с группой глухих дошкольников. Его результаты на обсуждение еще не выносились.
Конечно, подходы к обучению глухих детей с использованием жестовой речи могут реализовываться по отношению к тем детям, родители которых его выбирают. Но они не могут предлагаться всем родителям как единственные, как наиболее эффективные для детей раннего возраста. В настоящее время в России постоянно расширяются возможности раннего (с периода новорожденности) выявления нарушений слуха у детей, принципиально изменились возможности современных индивидуальных слуховых аппаратов, позволившие даже глухому ребенку слышать многие звуки, ранее не доступные его слуху. При неэффективности слухопротезирования возможно проведение глухому малышу кохлеарной имплантации. Под термином «кохлеарная имплантация» подразумевается вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва. Разработаны и доказали свою эффективность педагогические методики воспитания и обучения детей раннего возраста с нарушениями слуха, предполагающие развитие у детей устной речи. В практику обучения все шире входит интеграция слабослышащих и глухих детей в среду слышащих сверстников. Отмечена высокая эффективность обучения детей с нарушенным слухом в смешанных группах.
Важно понимать, что использование жестовой речи - это не добавка к данным направлениям реабилитации, а принципиально иной путь, предлагаемый для развития ребенка. Выступая за такой путь, не следует «прятаться» за естественные жесты, которые широко используются в воспитании и обучении любого ребенка, в том числе и с нарушенным слухом (как и богатая мимика /лица/, выразительные позы). Но эти жесты потому и называются естественными, что ими владеет каждый взрослый, им не нужно специально обучать. Если же тот или иной жест закрепляется за конкретным словом, то он из естественного очень быстро переходит в искусственный.
Вместе с тем особое возражение вызывает даже не столько само использование жестовой речи в работе с неслышащими детьми раннего возраста, сколько то, что предлагается не целостная система билингвизма или тотальной коммуникации, а лишь один вырванный из нее элемент, который никак не увязывается со всем дальнейшим обучением ребенка в дошкольном и школьном возрасте.