Мировые образовательные тенденции

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции.

V Стремление к демократической системе образования (доступность образования всему населению, предоставление самостоятельности учебным заведениям).

V Значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения).

V Разрастание рынка образовательных услуг.

V Увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и на развитие способностей учащихся.

V Расширение сети высшего образования (с 1960 по 1996 г. число студентов в мире увеличилось в 6,5 раз; в РБ в 1960 г. было 60 тыс. студентов, а в 2000 г. - 3000 тыс., т.е. у нас за эти годы число студентов увеличилось в 5 раз).

V В сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией.

V Образование становится приоритетным объектом финансирования во все большем количестве стран.

V Постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских

образовательных программ.

V Отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный

интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям

развития их способностей средствами образования.

V Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

V Существенное увеличение в мировом образовательном

пространстве гуманитарной составляющей.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы. поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем. К крупным международным проектам относятся.

V ЭРАЗМУС, цель которого - в обеспечении мобильности

студентов Европейского Совета (например, в рамках программы

до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой

европейской страны). V ЛИНГВА - программа повышения эффективности изучения

иностранных языков, начиная с младших классов. V ЭВРИКА, задача которого в координации исследований со

странами Восточной Европы. V ЭСПРИТ - проект, предполагающий объединение усилий

европейских университетов, НИИ. компьютерных фирм в

создании новых информационных технологий. V ЕИПДАС - программа в области совершенствования

планирования и управления образованием в арабских странах. V ТЕМПУС - общеевропейская программа, ориентированная на

развитие мобильности университетского образования. V ИРИС - система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.

3.2. Существующая и перспективная структуры системы образования в Республике Беларусь.

Перемены в обществе активно воздействуют на систему образования, на деятельность ее основных институтов,

Любые изменения преследуют определенные цели. Реформа школы необходима для обеспечения:

V повышения уровня общеобразовательной школы;

V равенства прав на получение образования;

V реального учета способностей и склонностей каждого ученика;

V создания эффективной системы патриотического, гражданского

и нравственного воспитания;

V гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса. Основные этапы реформы общеобразовательной школы. 1-й этап - 1996-1998 гг. - разработка концепции реформы, общеобразовательных стандартов и проектов учебных программ.

2-й этап - 1 998 г. - введение подготовительного класса для обучения детей 6-летнего возраста.

3-й этап - 1998-2002 гг. - переход к новой структуре 4-летней начальной школы: подготовительный, 1-3 классы.

4-й этап — 1 998-2004 гг. - апробирование новых учебных программ для базовой школы.

5-й этап-2002-2008 гг. - переход на новые учебные программы и обязательное 10-летнее образование (подготовительный. 1 - 9 классы).

6-й этап - 2004-2008 гг. - апробирование новых учебных программ 10-11 классов 12-летней школы.

7-й этап - 2008 г. - введение в средних общеобразовательных школах лицейских (10 - 11) классов.

Первый выпуск 12-летней школы состоится в 2010 г. Совершенствование общеобразовательной школы будет проходить по следующим направлениям:

V организационная структура (12-летнее среднее образование, начало обучения с 6 лет. введение подготовительного класса, обязательное 10-летнее обучение в базовой школе вместо 9-летнего);

V содержание образование (введение новых учебных программ, обучение в 10-11 (лицейских) классах по направлениям: природоведческое, гуманитарное, технологическое, эстетическое

и общеобразовательное); V методика обучения.

Структура системы образования Реет блики Беларусь (с 12-летней общеобразовательной средней школой):

• детский сад (с 3 до 6 лет);

• начальная школа (подготовительный, 1-3 классы) (с 6 до 10
лет);

• основная (базовая) школа: 4-9 классы (с 10 до 16 лет);

• лицейские классы (10 - 11) (с 16 до 18 лет);

• ПТУ (1-3 года); техникум / колледж (2 — 4 года);

• ВУЗ (4-5 лет);

• аспирантура (3-4 года);

• докторантура;

• сфера профессиональной деятельности.

3.3. Тенденции развития высшего образования.

Все страны объединяет понимание, что образование должно стать международным, поскольку с глобальными угрозами человечеству могут справиться люди с менталитетом гражданина всей планеты.

Реформирование системы высшего образования в Республике Беларусь характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. На этом пути наблюдается ряд тенденций.

1. Развитие многоуровневой системы во многих вузах РБ (ее
преимущество в том, что она обеспечивает большую
мобильность в темпах обучения и в выборе будущей
специальности; она формирует у выпускника способность
осваивать на базе полученного образования новые
специальности).

2. Обогащение вузов современными информационными
технологиями, широкое включение в систему Internet и развитие
дистанционных форм обучения.

3. Перевод многих учреждений высшей школы на
самофинансирование.

4. Обновление высшего профессионального образования с учетом
требований мировых стандартов (поэтому наблюдается переход
вузов РБ в режим опытно-экспериментальной работы по
апробации новых учебных планов, образовательных стандартов,
образовательных технологий, структур управления).

РАЗДЕЛ 2. ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Наши рекомендации