О детях, потерявших слух
Ф. A. Pay
ВВЕДЕНИЕ
Причиной потери слуха у детей разного возраста являются различные заболевания (воспаление мозговых оболочек, скарлатина, корь, коклюш, дифтерия, грипп и т. п.). Родители, не зная, каким способом объясняться со своим ребенком, не слышащим уже их речи, и замечая, что его речь постепенно ухудшается, в тревоге ищут помощи. Они с беспокойством думают о том, что их ребенок неизбежно станет глухонемым.
Задача этой книжки — помочь таким родителям, убедить их примерами из практики в том, что речь оглохших детей может быть сохранена или восстановлена, что они могут получить такое же образование, как слышащие, и стать полноценными, самостоятельными участниками нашей жизни.
Советской властью созданы особые учреждения для воспитания и обучения оглохших детей: специальные ясли, детские сады и школы или отделения.
Здесь мы расскажем о том, что родители могут и должны сделать для того, чтобы оглохший ребенок не потерял речь и получил соответствующее его способностям образование (общее и профессиональное), необходимое для его последующей деятельности.
В приложениях к книжке приводится ряд примеров, подтверждающих правильность и целесообразность наших советов.
Для того чтобы родители ясно представляли себе со-' стояние ребенка, потерявшего слух, мы вкратце изложим, какое значение имеет слух для развития речи и как потеря слуха влияет на речь ребенка.
СВЯЗЬ МЕЖДУ СЛУХОМ И РЕЧЬЮ
Слышащий ребенок начинает говорить на том языке, на котором говорят окружающие его люди. Сначала он прислушивается, а затем и сам начинает говорить, подражая речи окружающих его людей.
Благодаря слуху речь ребенка постепенно развивается, улучшается, произношение становится чище; на основе постоянного лепета постепенно возникают слова ,и фразы. В процессе общения с окружающими людьми словарь ребенка постепенно обогащается, строение фраз все более усложняется, и к 5 годам ребенок при нормальных условиях может выражать свои мысли, чувства, желания разборчивой, понятной, грамматически правильно (более или менее) построенной речью.
Таким образом, постоянно слушая речь окружающих людей и постоянно разговаривая, ребенок без систематического обучения еще до поступления в школу приобретает способность понимать других людей и правильно выражать свои мысли, общаться с окружающими людьми. И все это развитие речи происходит благодаря тому, что ребенок слышит речь окружающих и, пользуясь своим слухом, может контролировать собственную речь.
ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛУХОТЫ
С наступлением глухоты ребенок сразу теряет возможность воспринимать речь других и обычным путем (т. е. посредством слуха) контролировать свою собственную речь. Вследствие этого развитие речи приостанавливается, запас слов не увеличивается, построение фраз не усложняется, ребенок перестает спрашивать, так как ответов он не понимает — вообще ребенок избегает говорить и замыкается в себе. И если не будут немедленно приняты соответствующие меры, то начнется более или менее быстрый распад речи. Ребенок начинает говорить очень быстро, произносит слова все менее и менее четко («смазывает» их), часто недоговаривает окончания слов, иногда даже пропускает целые слова. Он говорит то слишком громким голосом, то почти шепотом, «процеживая слова сквозь губы». Гласные звуки оглохший ребенок часто «проглатывает» или в конце слов растягивает нараспев. Постепенно вкрадываются
искажения согласных звуков, прежде всего свистящих. Например, звуки с, з и ц заменяются звуками т и д, в результате чего вместо сани выходит Тани, вместо зубы — дубы, вместо пальцы — пальты. Часто пропадают звонкие согласные звуки (б, д, г, в, з, ж), которые заменяются глухими (п, т, к, ф, с, ш). В результате «место бабушка выходит папушка, вместо дядя — тятя, вместо губы — купы, вместо вода — фата, вместо зубы—супы, вместо живет — шифет. Часто ребенок неправильно ставит ударение в словах, которые редко встречаются в его речи.
Распад речи происходит тем быстрее, чем младше возраст ребенка. Так, например, по записям очной и заочной консультации Н. A. Pay для родителей, через которую с 1921 по 1940 г. прошло около 3000 человек, дети, лишившиеся слуха в возрасте 1 '/г — 2 лет, теряли имевшиеся у них зачатки речи в какие-нибудь 2 — 3 месяца и становились немыми, если родители не принимали меры к сохранению речи.
В лучшем положении оказывались дети, оглохшие в возрасте от 2 до 4 — 5 лет, т. е. в период формирования речи, когда они уже более или менее правильно говорили довольно большое количество слов и фраз. У них речь сохранялась в течение нескольких месяцев, а иногда даже в продолжение года и дольше. Но если родители не прилагали стараний, чтобы сохранить речь ребенка, то она постепенно распадалась, и ко времени поступления в школу ребенок сохранял только несколько едва понятных слов или становился совершенно глухонемым.
Дети, потерявшие слух в дошкольном возрасте, т. е. 5—6 лет, когда речь уже более или менее оформилась, лишь в редких случаях теряют речь совсем. Однако к моменту поступления в школу речь этих детей обычно в значительной степени отличается от речи слышащих сверстников. Она лишена благозвучности, нормальной интонации, звукопроизношение оказывается более или менее искаженным, отмечаются ошибки в ударении, речь становится невнятной, иногда доступна пониманию только близких людей. Запас слов и фраз у таких детей беднее, чем у их слышащих сверстников, фразы строятся иногда грамматически неправильно. Нередко оглохший в 5—6-летнем возрасте ребенок говорит вместо Фраз только отдельные слова. Такой распад речи неизбежен, если семья не принимает меры к сохранению речи или не определяет ребенка вовремя в специальное дошкольное учреждение — в детский сад, в группу оглохших детей, сохранивших речь.
Если ребенок теряет слух в младшем школьном возрасте, т. е. 7—11 лет, когда он в большей или меньшей степени усвоил грамоту, то забота семьи о сохранении речи значительно упрощается. Речь уже не теряется, хотя и отличается некоторыми недостатками. Голос приобретает часто неестественный, иногда неприятный характер: становится крикливым или тихим, едва слышным, высоким или сдавленным, скрипучим и т. п. Заметно нарушаются интонации и ударение, темп речи часто становится очень быстрым. Рост словарного запаса задерживается, особенно недостает слов, выражающих отвлеченные понятия. Грамматическое строение фраз ограничивается главным образом простыми предложениями.
В случае потери слуха в среднем и старшем школьном возрасте, т. е. 12—17 лет, речь также сохраняется; но если со стороны родителей не будет обращено внимание на состояние речи, то она также со временем потеряет свою благозвучность, внятность; голос и темп речи, ее ритм и интонация будут все больше и больше отклоняться от нормы.
Не следует думать, что дети, потерявшие слух в младшем, среднем или старшем школьном возрасте, должны направляться в школу глухонемых. Отнюдь нет! Надо дать им возможность продолжать учиться в массовой школе или, если это не удастся, перевести их в специальную школу для тугоухих детей, где имеются отделения для оглохших с сохранившейся речью; там они могут проходить (в несколько удлиненный срок) полную программу массовой средней школы-десятилетки. (Список таких школ помещен в приложении.)
Нельзя также считать, что оглохшие дети (старшего, среднего и младшего возрастов) уже не нуждаются во внимании к их речи со стороны родителей. Родителям необходимо зорко следить за правильностью их речи и, когда они заметят те или иные недостатки звукопроизно-шения, следует обратиться к специалистам-логопедам, которые восстановят правильную речь.