О детях, потерявших слух

Ф. A. Pay

ВВЕДЕНИЕ

Причиной потери слуха у детей разного возраста являются различные заболевания (воспаление мозго­вых оболочек, скарлатина, корь, коклюш, дифтерия, грипп и т. п.). Родители, не зная, каким способом объ­ясняться со своим ребенком, не слышащим уже их речи, и замечая, что его речь постепенно ухудшается, в тре­воге ищут помощи. Они с беспокойством думают о том, что их ребенок неизбежно станет глухонемым.

Задача этой книжки — помочь таким родителям, убедить их примерами из практики в том, что речь оглох­ших детей может быть сохранена или восстановлена, что они могут получить такое же образование, как слышащие, и стать полноценными, самостоятельными участниками нашей жизни.

Советской властью созданы особые учреждения для воспитания и обучения оглохших детей: специальные ясли, детские сады и школы или отделения.

Здесь мы расскажем о том, что родители могут и должны сделать для того, чтобы оглохший ребенок не потерял речь и получил соответствующее его способ­ностям образование (общее и профессиональное), необ­ходимое для его последующей деятельности.

В приложениях к книжке приводится ряд примеров, подтверждающих правильность и целесообразность на­ших советов.

Для того чтобы родители ясно представляли себе со-' стояние ребенка, потерявшего слух, мы вкратце изло­жим, какое значение имеет слух для развития речи и как потеря слуха влияет на речь ребенка.

СВЯЗЬ МЕЖДУ СЛУХОМ И РЕЧЬЮ

Слышащий ребенок начинает говорить на том языке, на котором говорят окружающие его люди. Сначала он прислушивается, а затем и сам начинает говорить, подражая речи окружающих его людей.

Благодаря слуху речь ребенка постепенно разви­вается, улучшается, произношение становится чище; на основе постоянного лепета постепенно возникают слова ,и фразы. В процессе общения с окружающими людьми словарь ребенка постепенно обогащается, строение фраз все более усложняется, и к 5 годам ребенок при нормальных условиях может выражать свои мысли, чув­ства, желания разборчивой, понятной, грамматически правильно (более или менее) построенной речью.

Таким образом, постоянно слушая речь окружаю­щих людей и постоянно разговаривая, ребенок без систе­матического обучения еще до поступления в школу приобретает способность понимать других людей и пра­вильно выражать свои мысли, общаться с окружающими людьми. И все это развитие речи происходит благо­даря тому, что ребенок слышит речь окружающих и, пользуясь своим слухом, может контролировать собст­венную речь.

ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛУХОТЫ

С наступлением глухоты ребенок сразу теряет воз­можность воспринимать речь других и обычным путем (т. е. посредством слуха) контролировать свою собст­венную речь. Вследствие этого развитие речи приоста­навливается, запас слов не увеличивается, построение фраз не усложняется, ребенок перестает спрашивать, так как ответов он не понимает — вообще ребенок избе­гает говорить и замыкается в себе. И если не будут немедленно приняты соответствующие меры, то начнется более или менее быстрый распад речи. Ребенок начинает говорить очень быстро, произносит слова все менее и менее четко («смазывает» их), часто недоговаривает окончания слов, иногда даже пропускает целые слова. Он говорит то слишком громким голосом, то почти шепо­том, «процеживая слова сквозь губы». Гласные звуки оглохший ребенок часто «проглатывает» или в конце слов растягивает нараспев. Постепенно вкрадываются

искажения согласных звуков, прежде всего свистящих. Например, звуки с, з и ц заменяются звуками т и д, в результате чего вместо сани выходит Тани, вме­сто зубы — дубы, вместо пальцы — пальты. Часто про­падают звонкие согласные звуки (б, д, г, в, з, ж), кото­рые заменяются глухими (п, т, к, ф, с, ш). В результа­те «место бабушка выходит папушка, вместо дядя — тятя, вместо губы — купы, вместо вода — фата, вместо зубы—супы, вместо живет — шифет. Часто ребенок неправильно ставит ударение в словах, которые редко встречаются в его речи.

Распад речи происходит тем быстрее, чем младше возраст ребенка. Так, например, по записям очной и заочной консультации Н. A. Pay для родителей, через которую с 1921 по 1940 г. прошло около 3000 человек, дети, лишившиеся слуха в возрасте 1 '/г — 2 лет, теряли имевшиеся у них зачатки речи в какие-нибудь 2 — 3 месяца и становились немыми, если роди­тели не принимали меры к сохранению речи.

В лучшем положении оказывались дети, оглох­шие в возрасте от 2 до 4 — 5 лет, т. е. в период формирования речи, когда они уже более или менее пра­вильно говорили довольно большое количество слов и фраз. У них речь сохранялась в течение нескольких ме­сяцев, а иногда даже в продолжение года и дольше. Но если родители не прилагали стараний, чтобы сохранить речь ребенка, то она постепенно распадалась, и ко вре­мени поступления в школу ребенок сохранял только не­сколько едва понятных слов или становился совершенно глухонемым.

Дети, потерявшие слух в дошкольном возрасте, т. е. 5—6 лет, когда речь уже более или менее оформилась, лишь в редких случаях теряют речь совсем. Однако к моменту поступления в школу речь этих детей обычно в значительной степени отличается от речи слышащих сверстников. Она лишена благозвучно­сти, нормальной интонации, звукопроизношение оказы­вается более или менее искаженным, отмечаются ошибки в ударении, речь становится невнятной, иногда доступна пониманию только близких людей. Запас слов и фраз у таких детей беднее, чем у их слышащих сверстников, фразы строятся иногда грамматически неправильно. Не­редко оглохший в 5—6-летнем возрасте ребенок говорит вместо Фраз только отдельные слова. Такой распад речи неизбежен, если семья не принимает меры к сохранению речи или не определяет ребенка вовремя в специальное дошкольное учреждение — в детский сад, в группу оглох­ших детей, сохранивших речь.

Если ребенок теряет слух в младшем школьном возрасте, т. е. 7—11 лет, когда он в большей или меньшей степени усвоил грамоту, то забо­та семьи о сохранении речи значительно упрощается. Речь уже не теряется, хотя и отличается некоторыми не­достатками. Голос приобретает часто неестественный, ино­гда неприятный характер: становится крикливым или ти­хим, едва слышным, высоким или сдавленным, скри­пучим и т. п. Заметно нарушаются интонации и ударение, темп речи часто становится очень быстрым. Рост словар­ного запаса задерживается, особенно недостает слов, вы­ражающих отвлеченные понятия. Грамматическое строе­ние фраз ограничивается главным образом простыми предложениями.

В случае потери слуха в среднем и старшем школьном возрасте, т. е. 12—17 лет, речь так­же сохраняется; но если со стороны родителей не будет обращено внимание на состояние речи, то она также со временем потеряет свою благозвучность, внятность; голос и темп речи, ее ритм и интонация будут все больше и больше отклоняться от нормы.

Не следует думать, что дети, потерявшие слух в млад­шем, среднем или старшем школьном возрасте, должны направляться в школу глухонемых. Отнюдь нет! Надо дать им возможность продолжать учиться в массовой школе или, если это не удастся, перевести их в специаль­ную школу для тугоухих детей, где имеются отделения для оглохших с сохранившейся речью; там они могут проходить (в несколько удлиненный срок) полную про­грамму массовой средней школы-десятилетки. (Список таких школ помещен в приложении.)

Нельзя также считать, что оглохшие дети (старшего, среднего и младшего возрастов) уже не нуждаются во внимании к их речи со стороны родителей. Родителям не­обходимо зорко следить за правильностью их речи и, когда они заметят те или иные недостатки звукопроизно-шения, следует обратиться к специалистам-логопедам, которые восстановят правильную речь.

Наши рекомендации