Признаки личностно-ориентированного обучения

В зависимости от философско-педагогических основ, целей
и технологий личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, развивающее, проблемное, эвристическое и др.

На основании собственного и известного нам педагогического опыта учителей и ученых можно сформулировать следующие при-знаки личностно-ориентированного обучения.

1. Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность, генетически заложенную «программу» образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию.

Не следует путать личностную ориентацию с эгоцентризмом, потаканием прихотям ученика.

2. Признание каждым учеником и педагогом уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека. То есть системa образовательных координат может и должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого из других учеников. Признавать право других быть другими – не единственное условие личностно-ориентированного обучения.

3. Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях, т.е. обладать коммуникативной компетенцией, быть толерантным.

Коммуникативность – универсальная компетенция личности, а толерантность – одна из важнейших характеристик коммуникативности. То есть ученик должен уметь понимать другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека, реализуя тем самым свою социальную роль и предназначенность. Умение личности взаимодействовать относится не только к другим отдельным ученикам, но и к группам, коллективам, обществам, а также к самому себе (рефлексивно). Взаимодействие ученика с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Таким образом, коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ученика, создание им новых образовательных результатов, обогащенных, знанием, пониманием, диалогом с результатами других его современников.

4. Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицает, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит не изначально, а лишь после личностной проявленности его собственного понимания сути изучаемых вещей. Процедура взаимодействия ученика с культурно-историческими аналогами технологически похожа на его коммуникацию с другими субъектами обучения.

Получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и учителем по отношению к индивидуально формулируемым целям ученика, соотносящимся с общеобразовательными целями.

Таким образом, результативность личностно-ориентироваиного обучения характеризуется, прежде всего личностным приращением ученика, лишь во вторую очередь сопоставляемым с общеобразовательными требованиями и стандартами.

Личностно-ориентированное обучение нельзя отождествлять с индивидуализацией обучения. Под индивидуализацией понимается такой тип построения образовательного процесса, при котором сохраняются и усиливаются различия в обучении учеников и происходит развитие любых сторон (черт, свойств, качеств) индивидуального опыта.

Главным отличием личностно-ориентированного образования от индивидуализации являются следующие позиции:

- целенаправленное развитие личности;

- индивидуализация через средства учения, а не только обучения;

- обеспечение широкого спектра позиций и ролей в ходе познания внутреннего и внешнего миров;

- передача управления учением «в руки ученика»;

- многоуровневая рефлексия (введено автором) учеником его опыта, в особенности познавательных стратегий, а не отдельных учебных действий и результатов;

- развитие и оптимизация познавательных стратегий ученика;

- самообучение, саморазвитие, самореализация;

- внутрисубъектность образовательных технологий.

Индивидуализация обучения и личностно-ориентированное образование взаимно проникают друг в друга, но все же являются не тождественными понятиями.

Индивидуализация обучения выступает фундаментом построения личностно-ориентированного образования.

Если рассмотреть основную дидактическую схему личностно-ориентированного обучения «деятельность учителя – деятельность ученика», важно отметить, что не всякое взаимодействие является субъект - субъектным.

Субъекта в деятельности отличают следующие критерии:

- самостоятельное выдвижение цели и критериев ее реализации;

- возможность выбирать средства деятельности и планировать ход ее осуществления;

- самостоятельность осуществления деятельности;

- возможность корректировки деятельности;

- получение индивидуального (а нередко и авторского) результата деятельности.

Литература:

Кабардин, О.Ф. Личностно-ориентированные основы развития познавательных способностей учащихся в современной школе [Электронный ресурс] / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, Г.В. Любимова // Личностно-ориентированный учебник физики для общеобразовательной школы: коллектив. монография. – М.: ИНИМ РАО, 2010. – Ч. III. – 4 п.л. (рукопись). – URL:http://inim-rao.ru.

Толстых, Н.Н. Формирование личности как становление субъекта развития [Текст] // Вопросы психологии. – 2008. – № 5.

Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентиро-ванного обучения [Текст] Вопросы психологии. – 1995. – № 2.

Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 2000. – 453 с.

Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М. : Просвещение, 1996. – 352 с.

Якиманская, И.С. Развивающее обучение [Текст] / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1979. – 144 с.

Наши рекомендации