Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности
Психология, педагоги- Все гуманистические идеи, ставящие инте-
ка законность ресы человека в центр общественных ин-
и правопорядок тересов, идеи демократии, прав и свобод, экономического благосостояния, свободного развития граждан и другие останутся блефом вне строгого соблюдения законности и устойчивого правопорядка в обществе. Резко возросший "за последнее десятилетие уровень преступности стал тормозом экономического и социального развития России. Укрепление законности и правопорядка превратилось в общую задачу всех структур общества и честных граждан, ибо причины преступности и нарушений законности лежат в слабостях практически всех сфер — экономической, культурной, нравственной, законодательной, государственного управления и |др. Свою роль играют здесь психологические и педагогические факторы, причины, слабости, возможности и работа.
На состояние законности и правопорядка отрицательно влияют дефекты правосознания и правовой психологии населения, его групп и отдельных граждан. Их причины — не только в недостатках реального бытия граждан, правовой и иных сфер общества, проведенной приватизации, финансовых реформ и др. Они — и в слабостях системы образования и воспитания граждан (в частности, правового), правовой пропаганды, правовых дефектов народной педагогики и др. Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося преступлением, почти всегда обусловлены недостатками правовой психологии личности, ее педагогической запущенностью.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
По мере демократизации жизни общества все большую роль призвано играть не насильственное принуждение граждан к уважению норм права, а убежденность и привычка к их соблюдению. Поэтому главный путь к укреплению законности и правопорядка, образно говоря, проходит через умы и сердца людей, через их психологию. Нужна борьба не с человеком, а за человека, победа в психологическом и педагогическом созидании, а не в каре. Психология законно- Законность и правопорядок могут быть сти, правопорядка обеспечены, когда правовой психологии
и правомерного общностей и правовой психологии граждан
поведения присущи определенные качественные ха-
рактеристики.
Правовая психология населения представляет собой социально-психологический феномен, отражение в общественном сознании, психологии групп правовой системы государства -- законодательства, деятельности правоохранительных органов, уровня реальной законности, правопорядка и правовой защищенности граждан. Ее качественное состояние определяется правосознанием, правовым общественным (групповым) мнением, правовыми настроениями, правовыми традициями, привычками, групповыми ценностно-нормативными ориентациями и др. Сейчас правовая психология российского общества характерна пониженным авторитетом законодательных и правоохранительных органов, правовым нигилизмом, пассивностью населения в борьбе с преступностью, расширенным кругом граждан, считающих для себя приемлемым преступать закон при определенных обстоятельствах и др. Торжество закона в обществе возможно лишь при высоком уровне правовой психологии населения — уровне общественной правовой культуры. Непременный путь к нему — целенаправленная, организованная, комплексная, непрерывная работа, в которой ведущая роль принадлежит повсеместному укреплению законности, успешной борьбе с коррупцией, профилактике преступлений, исправлению отбывающих уголовные наказания, обеспечению защищенности граждан от преступных посягательств, активности правового просвещения и пропаганды.
Правовая психология личности — одно из системных проявлений ее внутреннего мира, психологии, заключающееся в стремлении и умении строить свою жизнь в согласии с нормами
7. Психология и педагогика жизни в современном обществе
права. Высокий уровень морального и интеллектуального развития личности служит фундаментом правомерного повеления. Вместе с тем, для гарантии от всяких случайностей нужна еще личная правовая культура:
• знание законов и их требований;
• убежденность в безусловной необходимости правомерного повеления;
• желание вести себя только правомерно;
• умение вести себя правомерно;
• непоколебимая устойчивость к криминогенным соблазн
• мотивы активного участия в установлении правопорядка.
Русский правовед А. С. Алексеев писал:
Для того чтобы жить в праве, необходимо прежде всего, чтобы пр а-во жило в нас.
Ныне есть повышенная нужда в целенаправленном формировании и самоформировании личной правовой культуры каждого гражданина, особенно в молодые годы. Этот процесс подвергается сейчас серьезным испытаниям и деформациям пол. влиянием общественных перемен. Рост подростковой, юношеской и молодежной преступности составляет в последние годы около 70% ее общего роста. Опасность такого положения и в том, что почти половина совершивших преступление в этом возрасте становится на преступный путь до конца жизни. Люди вообще портятся легче, чем исправляются.
Береги честь смолоду — это относится и к необходимости каждому подростку, юноше, девушке, молодому человеку никогда и нигде не вступать в конфликт с законом, ни иод каким предлогом, даже при полной уверенности в правовой безнаказанности. Закон есть закон. Это вопрос чести, жизненный принцип достойного, цивилизованного, думающего о своем благополучном будущем и правильно понимающего свободу человека.
«Свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости только от закона», -таково мнение Вольтера. Важно понять, что закон — не путы, а благо, он не мешает, а охраняет, он не нападает, а защищает. Уважая закон, человек вправе требовать, чтобы закон защищал его от несправедливости и зла. Нельзя ждать милостей от закона, если ты его нарушаешь. Только кажется, что закон не действует: стоит только его преступить -- и сразу почувствуешь его страшную, неотвратимую, неумолимую силу, круьиащую все
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
жизненные планы, разрывающую все связи и окунающую в со
вершенно иной мир — мир заключенных.
Педагогика законно- Жизнь общества содержит многочислен-
сти, правопорядка ные социально-педагогические факторы и
и правомерного влияния на население и его общественную
поведения правовую культуру. По особенно-
стям своей природы они, как и все социально-педагогические факторы (см. гл. 3). делятся на:
• собственно педагогические социальные факторы: эффективность всей системы формирования личности в обществе, системы образования, юридического образования, воспитания населения, государственных служащих, работников правоохранительных органов, укрепления общественной и трудовой дисциплины, утверждения здорового образа жизни, педагогической работы правоохранительных органов, системы правового воспитания населения, правовой информации и пропаганды, полной реализации педагогической функции средствами массовой информации и периодической печати и др.;
• педагогически значимые социальные факторы. Не являясь педагогическими по своей природе, они тем не менее сказываются педагогически на состоянии законности и правопорядка. Это социальные и экономические особенное™ общества и происходящие в нем процессы и изменения, его мораль, законодательство, деятельность правоохранительных органов, реализация педагогической функции всеми видами культуры, средств массовой информации, периодической печати, меры по укреплению правопорядка и его состояние, образ и уровень жизни, национальные и этнические особенности населения, социально-психологические явления (общественное мнение, настроения, традиции, обычаи, мода, слухи) и многое другое.
По рас и ростр а-н е н и о с т и , м а с ш т а б у социально-педагогические факторы и влияния бывают федеральными, региональными, местными, а по тесноте связи со спецификой проблем законности и правопорядка — фоновыми (политическими, экономическими, финансовыми, производственными и т.п.), правовыми (связанные с правовой системой), криминогенными (непосредственные причины и условия совершения преступлений) и криминальными (воспитательные и обучающие влияния криминальной среды, ее субкультуры и целенаправленных мер).
Психология и педагогика жизни в современном обществе 249
Существенны и личностные педагогические факторы: право-вая образованность, правовая воспитанность, правовая обучен-ность, правовая развитость. Вместе с психологическими компонентами они входят в личную правовую культуру гражданина.
Правовая образованность характерна наличием у гражданина знаний, взглядов и убеждений, позволяющих правильно пони-мать и оценивать, правовую сферу общества, права и свободы, иx пределы, связи прав, свободы и ответственности (у кого больше прав, у того больше и обязанностей, у кого меньше обя-занностей, у того и меньше прав и пр.).
Правовая воспитанность гражданина отличается:
• уважением к закону и законности, отношением к ним как
к группе высших социальных ценностей, как к нормам, утвер-
ждающим мораль и защищающим человека;
• потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя правомерно и неприемлемостью иного;
• стремлением к выбору только правомерных способов и средств удовлетворения своих потребностей, достижения целей, решению проблем;
• стремлением к содействию правоохранительным органам;
• активностью в поддержании правопорядка на работе, по месту учебы, жительства, удержании других людей, членов своей семьи от нарушений закона, их правовоспитании.
Правовая обученность гражданина включает:
• знание минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту;
• навыки и умения правомерного поведения и решения проблем в жизни и деятельности;
• знание возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов;
• знания и навыки правомерного обеспечения личной безопасности, пределов необходимой обороны.
Правовая развитость — это:
• склонность к применению ориентиров, размышлений,
оценок, выборов, решений, соответствующих требованиям пра
вомерного поведения;
• наличие качеств, не допускающих рискованное, неосмот
рительное, легкомысленное, распущенное, провоцирующее пре
ступника поведение;
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
• мотивы к самоформированию правовой культуры.
Как показывают криминологические1 исследования, приоритет в правомерном или правонарушаюшем поведении имеет степень правовой воспитанности личности. Значимость других педагогических свойств располагается по порядку: правовая образованность — правовая обученность — правовая развитость. В индивидуальных случаях может обнаруживаться и иная шкала причинности. Формирование право- Нельзя породить даже тенденцию движе-
вой культуры ния к пРавомУ государству, если правовая
культура населения, его правое воспитание
и особенно правовая социализация подрастающего поколения
не имеют положительных тенденций к улучшению. Необходима
система формирования правовой культуры граждан.
Первостепенное значение имеет педагогическая оптимизация социально-педагогических факторов федерального, регионального и местного масштаба, оказывающих влияние на правовую культуру и правомерное поведение граждан. Это огромная по масштабу и сложности работа, но иного пути к правовому обществу нет. Чтобы люди обладали правовой культурой, надо, чтобы они жили в условиях правовой культуры, создаваемой деятельностью государственных органов, всех институтов и структур общества, чтобы в этой деятельности осмысленно реализовыва-лась педагогическая функция.
Взять, например, деятельность средств массовой информации и периодической печати. Всякое информирование эффективно, если оно укрепляет общество, возвышает людей, способствует созданию правового государства, крепит убеждения в необходимости следования правовым нормам, веру в существование справедливости в обществе, в свою защищенность, в неотвратимость наказания за преступления. Между тем телевизионные передачи зачастую ведутся без ясного понимания того, какой педагогический эффект они приносят. Передачи, имеющие правовоспитательное значение, переполнены негативной информацией о преступлениях, а позитивная — о задержании и осуждении преступников — минимальна. Реальность же такова, что раскрываемость преступлений составляет как минимум 75%,
! Криминология — юридическая наука, изучающая причины и условия возникновения и совершения правонарушений и преступлений.
■7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 251
т. е. подавляющее большинство преступников получаст по за-слугам. Постановка с ног на голову пропорции негативной и позитивной информации — кривое зеркало реальности, ложь, а не правда.
Негативна по преимуществу информация о деятельности правоохранительных органов, а добрых слов об их сотрудниках,
жертвуюших нередко жизнью, работающих по 12 и больше ча-сов в сутки при мизерной заработной плате, телевидению не хватает. Отрицательно правовоспитательное значение информа-ции без комментариев о благополучии и «красивой жизни» лютей, явно нечестным путем наживших свое богатство, о мягких
приговорах за тяжкие преступления, о прекращении уголовных Вдел явно находящихся в конфликте с законом людей «за недока-занностью», «отсутствием состава преступления», «за давностью», «по амнистии», «изменении показаний свидетелей» и т.п. Нередко правовая информация подается безграмотным в правовом отношении языком, на криминальном жаргоне: убийц именуют «киллерами», воров и мошенников — «бизнесменами» или
«новыми русскими», террористов и бандитов — «боевиками», главарей банд — «полевыми командирами», «бригадными генералами». Дело не только в правовой безграмотности, но и в педагогической. Часть молодых людей, возможно, остановила бы от совершения преступлений даже перспектива называться «убийцей», «бандитом» или «вором» — презираемыми в народе словами, а не звучными «киллер», «боевик». Под влиянием передач у многих граждан возникает убеждение, что они живут в насквозь криминальном обществе, в котором нет честных людей, а правоохранительные органы абсолютно бессильны и коррумпированы.
Исследованиями, проведенными в США, установлено, что неверие в честность политического руководства и правоприменительных органов, убеждения, что правительство продажно, что беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а Нравственность — капкан для простаков, выступают основой Подрыва моральных устоев населения, возникновения атмосферы общего недоверия, отсутствия уважения к правовым нормам И зарождения побуждений к их нарушениям1.
Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. — М.. 1979. — С. 186.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
В рамках педагогической и правовой систем общества должна получить полноценное развитие специальная юридико-педагогическая работа,включающая:
• правовое просвещение — распространение правовых знаний через систему образования;
• правовое воспитание;
• правовую пропаганду — распространение идей правового государства, правомерного поведения;
• правовую агитацию — целенаправленное распространение информации для активизации участия граждан в укреплении правопорядка.
Будучи действенной, эта работа увеличивает число граждан, которые включаются в обеспечение правопорядка, и способствует формированию их правовой культуры. Мировая практика свидетельствует об оправданности начала такой работы даже в дошкольных учреждениях.
Психология и педаго- Жизньсодержит немало угроз и опасно-гика обеспечения лич- стей, требующих бдительности, осмотри-ной безопасности тельности, разумной осторожности. Возможны возгорания, взрывы, аварии, поломки, наносящие материальный, финансовый урон или травмы человеку. Ныне особенно важно не стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника.
Безопасность на работе и в быту, исключающая вероятность получения травм, связана со знанием человеком техники безопасности, умениями и привычками соблюдения мер безопасности, здравым смыслом, бдительностью и разумной осторожностью. Существует психологический феномен беспечности — антипода бдительности — в двух разновидностях — первичной и вторичной беспечности. Первая связана с незнанием, непониманием опасности, необходимости бдительности и осторожности. Вторая — привыкание к опасности, притупление бдительности, которая встречается у людей хорошо осведомленных, профессионально опытных, многократно успешно действовавших в условиях опасности. Гибнут, например, часто от поражения электрическим током не электрики-новички, а опытные специалисты. Профессионализм — не лихачество, «игра с огнем», а постоянная бдительность, соответствующая степени опасности осмотрительность, осторожность. Лихачу же, как вы-
в. Психология и педагогика жизни в современном обществе
ражался известный американский летчик Д. Коллинз, впервые перелетевший Атлантику, стоит помнить, что друзьям, возможно, вскоре придется принести цветы на его могилу.
Сегодня актуальной стала и забота о личной безопасности. остановлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в во-просах причин и условий совершения преступлений, пренебре-гаюшие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные, с хорошими внешними данными, выглядящие материально обеспеченными или доступными для посягательств на них, с вызы-вающими и дразнящими манерами поведения, чрезмерно довер-чивые, легковерные, неразборчивые в знакомствах, посещающие часто криминально опасные места и мероприятия (пирушки, ночные гуляния и пр.), остающиеся вдвоем в комнате или темноте, выбирающие опасные маршруты передвижения, проявляющие слабость и беспомощность, злоупотребляющие [спиртным и наркотиками, падкие на легкий выигрыш, жадные и др. Совокупность относительно устойчивых особенностей человека, определяющая- его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии именуется виктимностью (виктимогенностью), а соответствующее поведение — виктим-ным. В интересах каждого человека снижение своей виктимно-сти, отказ от виктимного поведения. Это достижимо использованием рекомендаций юридической психологии и педагогики.
Опасность стать жертвой преступления снижается, когда человек обладает:
• знаниями роли виктимного поведения и его недопустимости; правил поведения, снижающих вероятность возникновения криминогенно опасных ситуаций; способов действий преступников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и др.; криминогенно опасных мест и условий;
• воспитанными привычками безопасного поведения в общественных местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами;
• воспитанными культурными интересами, увлечениями, способами проведения досуга, исключающими попадание в «злачные Места», компании повышенного криминального риска, секты, Увлечение алкоголем и употреблением наркотиков, совершение
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
действий при общении в компаниях, повышающих опасность подвергнуться нападению;
• развитой разумной осторожностью, бдительностью, наблюдательностью, собранностью, самообладанием, находчивостью, быстротой реакций, ловкостью, умением разбираться в людях и быть стойким к успокаивающим уговорам малознакомых и незнакомых людей;
• специально освоенными приемами самозащиты, поведенческими, словесными, двигательными, техническими (использование носильных защитных средств, газовых пистолетов и др.).
Вопросы и задания для самопроверки и
размышлений
1. Из каких явлений складывается психологическая сфера (подсистема, компонента) общества?
2. Что включает в себя педагогическая сфера (подсистема, компонента) достоинств, сил и механизмов жизни и развития общества?
3. Какие из приведенных в тексте первого параграфа психологических и педагогических мер по решению проблем современного российского общества вы считаете важными и могущими принести реальную пользу? Обоснуйте почему?
4. Приходилось ли вам задумываться над смыслом своей жизни, задавать вопросы (и отвечать на них) — зачем дана жизнь? как прожить жизнь? каким быть? Если нет. то попытайтесь ответить на них сейчас.
5. Вспомните иерархическую модель потребностей, разработанную А. Маслоу. Попытайтесь па примере 3—4 известных вам молодых людей, оценив их интересы, желания, увлечения, занятия на досуге и поступки, сказать, потребности какого уровня доминируют в них.
6. В §7.2 приведен перечень цивилизованных принципов жизни. Оцените их приемлемость для собственной жизни. Согласны ли вы с ними? Завершите размышления оценкой того, в какой степени вы следуете им в своей жизни сейчас.
, Психология и педагогика жизни в современном обществе
7. Перечислите основные направления психологического и педагогического самообеспечения жизненного успеха человека. Какие из направлений вы считаете особенно важными для себя и почему?
8. Дайте психологическую оценку любви мужчины и женщины. Что можно сказать о психологии человека и уровне развития его личности, если он считает правильным выражение «займемся любовью»?
9. Каковы основные положительные и негативные факторы, оказывающие влияние на психологию семейной жизни и отношения супругов?
10. Что и как должно меняться в личности, привычках, поступках, общении молодых людей, вступивших в брак, после рождения ребенка, при выращивании детей?
11. Попробуйте дать краткую педагогическую характеристику формирования личности ребенка в семье.
12. С какими психологическими и педагогическими факторами связана проблема укрепления законности и правопорядка?
13. В чем заключается психология и педагогика обеспечения личной безопасности каждым человеком?
Литература
1. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.
3. Волков Г.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 2-е изд. — М., 1998.
5. Гостюшин А.В., Шубина СИ. Азбука выживания. — М., 1995.
6. Дилигенский Г.Г. Соиально-политическая психология. — М., 1996.
7. Кан-Калик В.А. Семейная педагогика. — Грозный, 1987.
8. Корчак Януш. Как любить детей: избранные педагогические произведения. — М., Воронеж, 1999.
9. Котик М.А. Психология и безопасность. — Таллинн. 1989.
10. Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
11. Молодежь и наркотики: правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты: материалы к лекциям /Авт.—сост. О.Ю. Кондратьева и др. — Владимир, 1998.
12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. 2-е изд., — М. 1999.
13. Основы обшей и прикладной акмеологии /Под ред. А.А. Деркач. - М., 1995.
14. Основы социально-психологической теории / Под общ, ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995.
15. Очерки российской психологии. — М., 1994.
16. Педагогика отечественной культуры и современность. — М., 1998.
17. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. — Тверь, 1994.
18. Популярная психология для родителей. — М., 1997.
19. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. — М., 1988.
20. Смысл жизни: Антология/ Сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. — М, 1994.
21. Социальная психология / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. — М., 1975.
22. Франки В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
23. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.
24. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. — М., 1993.
25. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. — М., 1997.
.
Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград.
Я ван Бетховен
Раздел
Психология и педагогика: профессионал
Пеичи.юпш и педагогика
Глава О
Психология и педагогика
профессионального
образования
8.1. Психологические
и педагогические основы деятельности образовательного учреждения
Система образования Непрерывно и неустанно передавать опыт
в России старших поколений младшим, сохранять и
поднимать планку накопленных человечеством знаний, развиваться по ходу жизни, опережать ее и выступать двигателем прогресса, способствуя направлению его в цивилизованное, гуманное, демократическое, моральное, правовое русло — таковы извечные стратегические задачи образования.
Система профессионального образования в России построена на основе федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. как многоуровневая, непрерывная и преемственная. В ней четыре уровня:
• первый — начальное профессионапьное образование (срок обучения до одного года);
• второй — среднее (срок обучения до двух лет);
• третий — высшее (срок обучения 5—6 лет);
• четвертый — послевузовское (дополнительное обучение сроком до трех лет).
Уровень высшего образования имеет три ступени:
• первая — неполное высшее образование (обучение не ме
нее двух лет);
8. Психология и педагогика профессионального образования
• вторая — высшее профессиональное образование (обучение 4 года, получение квалификации, степени бакалавра);
• третья — высшее профессиональное образование с двумя Разновидностями: обучение 5 лет (для ряда ведомств — 4 года) с Получением квалификации (степени) дигьюмированный специалист, а со сроком обучения 6 лет — с получением квалификации (степени) магистр.
Требования к минимуму содержания образования для каждого уровня, ступени выражены в Государственном образовательном стандарте (имеющем федеральный и национально-региональный, ведомственные компоненты).
Общие принципы Федеральный закон «Об образовании»
образования устанавливает следующие общие принци-
пы государственной политики в области обризования (ст. 2):
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования нацио-нальных культур, региональных культурных различий и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер
упраачения образованием.
Педагогическая сущ- Деятельность образовательного учреж-
ность деятельности дения - школы, лицея, колледжа, учили-
образовательного уч- ща института, академии, университета -
реждения можно сравнить с производственной орга-
низацией, в которую поступает сырье, по-луфабрикат, а выпускается готовая продукция. Процессы превращений первого во второе обеспечиваются производственны-
•>■
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
ми технологиями. В образовательное учреждение поступают («входят») обычные подростки, юноши, девушки, взрослые, а выпускаются («выходят») практически сложившиеся личности, образованные профессионалы. Каждое производство характерно преобладанием каких-то специфических технологий: химическое — химических, атомное — физических, автомобильное — сборочных и пр. В образовательном учреждении главные — педагогические и психолого-педагогические технологии. Это технологии детерминации и регулирования у обучающихся внутренних превращений, приводящих к возникновению знаний, навыков, умений, привычек, способностей, новых свойств и качеств личности. Это технологии целенаправленного использования особых «инструментов» — педагогических и психологических воздействий, средств, способов, условий. Создают и используют их люди. призванные быть искушенными в этом, — педагоги: учительский, педагогический, научно-педагогический, руководящий и обслуживающий состав образовательного учреждения. В итоге должен быть педагогический результат: выпускник, сформированные на соответствующем уровне (ступени) личность и специалист.
По сути образовательное учреждение — это «педагогическое производство», педагогическое учреждение. Поэтому психологический ипедагогический поход, использование данных психологии и педагогики имеют решающее значение для понимания происходящего в нем и обеспечения должного функционирования.
Вспомним, что специфика целостной педагогической системы — в присущих ей важнейших подсистемах: образовательной, воспитательной, обучающей и развивающей. Это не только теоретическое положение, ибо оно совпадает с основной законодательной нормой. Законом Российской Федерации «Об образовании» первым принципом государственной политики в области образования установлен принцип гуманистического характера образования, провозглашающий
приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст. 2, п. 1).
Статья 14 обязывает ориентировать образование на
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
8. Психология и педагогика профессионального образования
Содержание образования должно обеспечивать:
• адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
• интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
• воспроизводство и развитие кадрового потенциала общее тва.
Содержание образования
должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Государственные образовательные стандарты по подготовке разных специалистов предполагают, что выпускник высшего образовательного учреждения должен:
• быть знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
• знать Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку иобществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
• иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможно-|стисовременных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций:
• быть способным вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
• иметь научное знание о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;
• владеть культурой мышления и искусством логического анализа, знать его общие законы и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать;
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
• уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности;
• быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной политики и переоценки накопленного опыта анализировать свои возможности, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
• быть способным в профессиональной сфере на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и программирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
• быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе нал междисциплинарными проектами.
Очевидно, что образовательные учреждения призваны решать комплекс основных педагогических задач, включая формирование личности. Но дело даже не в предписываемой норме, а в объективной необходимости, требованиях жизни (см. гл. 4.5). Применительно к образованию это имеет специальное значение. Ведь студент может успешно овладеть программой вуза, если проявит себя как личность, обладающую желанием, потребностью к знаниям, целеустремленностью, активностью, добросовестностью, ответственностью, волей, упорством, требовательностью к себе и др., а преподаватель и коллектив образовательного учреждения призваны помочь ему в этом.
Исторически сложилось так, что в отечественном образовании повышенное внимание уделяется усвоению обучающимися знаний. Однако объем знаний человечества увеличивается последние 10—20 лет в геометрической прогрессии, считается, что он удваивается каждые 5—7 лет. Это относится не только к знаниям вообще, по и к нужным современному профессионалу. По этой причине в мировой и отечественной педагогике все активнее обсуждается вопрос о том, как совместить ограниченные
g. Психология и педагогика профессионального образования
сроки подготовки профессионала, лимитированный и не поддающийся расширению бюджет учебного времени образовательного учреждения с угрожающе быстрым расширением знаний, проблем, задач, ситуаций, которые должен знать и уметь профессионально решать выпускник? Наиболее популярно такое решение: готовить не того профессионала, «мускулы» которого заключаются в извлечении из памяти сохранившихся в ней знаний, но личности, способной самостоятельно понимать, оценивать, докапываться до истины в любых ситуациях профессиональной деятельности,, даже в тех, по которым конкретных знаний у него нет. Такое возможно лишь при условии, что профессионал — это личность, обладающая нестандартным мышлением, способностью разбираться в про