Практическое занятие № 4. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ. ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Цели занятия

1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение.

2. Развитие коммуникативных навыков в деловом и межличностном взаимодействии.

3. Приобретение умений выхода из конфликта.

Вопросы для обсуждения

1. Роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

2. Пути и приемы преодоления барьеров общения.

3. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях, пути разрешения конфликта.

4. Личность в группе и коллективе. Личность руководителя и стиль руководства.

Практическая работа:

- психологический тренинг.

Задание

Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 4 (на выбор).

Темы рефератов

1. Барьеры общения и пути их преодоления.

2. Конфликтные личности и правила бесконфликтного поведения.

3. Роль руководителя в профилактике конфликтов.

4. Национальные особенности невербальных механизмов общения.

Список рекомендуемой литературы

1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2003.

2. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М., 2001.

3. Козырев Р.И. Введение в конфликтологию. – М., 2000.

4. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель... – М., 1998.

5. Психология и этика делового общения / Под ред. В.И. Лавриненко. – М., 1999.

6. Розанова В.А. Психология управления. – М., 2000.

7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – Л., 2003.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуй все стороны общения.

2. Рассмотри и опиши уровни общения.

3. Опиши основные механизмы взаимопонимания в процессе делового общения.

4. Дай определение малой группы и коллектива.

5. Чем объясняются барьеры в общении и как их преодолеть?

6. Назови стили руководства.

7. Дай определение конфликта, назови виды конфликта и его причины.

8. Охарактеризуй способы выхода из конфликта.

9. В чем суть конструктивного и деструктивного конфликтов?

10. Расскажи об основных чертах конфликтной личности.

11. Какова роль руководителя в урегулировании конфликтной ситуации?

Практическое занятие № 5

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цели занятия

1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение.

2. Ознакомление с методами воздействия на человека.

3. Приобретение умения анализировать правильность выбора и использования методов воспитания и обучения.

Вопросы для обсуждения

1. Методы воспитания.

2. Методы обучения.

3. Понятие педагогической технологии. Современные педагогические технологии.

Практическая работа:

- деловая игра «Техника аквариума».

Задание

Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 5 (на выбор).

Темы рефератов

1. Актуальные теории обучения.

2. Гуманистическая педагогика: за и против.

3. Современные средства обучения.

4. наказание как метод стимулирования.

Список рекомендуемой литературы

1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2006.

2. Психология и педагогика / Под ред. С.А. Хмелевской. – М., 2002.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2006.

4. Рудакова И.А. Методы обучения в педагогической теории и практике. – Ростов н/Д., 2001.

5. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М., 2004.

6. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. – М., 2001.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие признаки составляют понятие метода?

2. В чем заключается сущность традиционной классификации методов?

3. Дай определение методов воспитания и классифицируй их.

4. В чем преимущества и недостатки беседы?

5. Как и зачем применяются упражнения?

6. Дай определение методов обучения и классифицируй их.

7. В чем недостатки объяснительно-иллюстративного обучения.

8. Какими особенностями характеризуется проблемное обучение?

Практическое занятие № 6

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Цели занятия

1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение.

2. Ознакомление с уровнями и типами образовательных учреждений России.

3. Изучение основных положений закона РФ «Об образовании».

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика системы образования в современной России.

2. Образовательные уровни и типы образовательных учреждений.

3. Перспективы развития российской системы образования.

Практическая работа:

- проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.

Задание

Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 6 (на выбор).

Темы рефератов

1. История образовательных реформ в России.

2. Мировые системы образования.

3. Пути реформирования российской высшей школы.

Список рекомендуемой литературы

1. Бордовская Н.В. Педагогика. – СПб., 2000.

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998 (и позже).

4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2006.

Вопросы для самоконтроля

1. Дай определение образовательной системы России.

2. Назови принципы государственной политики в области образования.

3. Перечисли дошкольные образовательные учреждения и покажи их отличия.

4. Перечисли общеобразовательные учреждения и покажи их отличия.

5. Перечисли учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, покажи их отличия.

6. Охарактеризуй послевузовское образование.

Наши рекомендации