Практическое занятие № 4. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ. ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Цели занятия
1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение.
2. Развитие коммуникативных навыков в деловом и межличностном взаимодействии.
3. Приобретение умений выхода из конфликта.
Вопросы для обсуждения
1. Роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
2. Пути и приемы преодоления барьеров общения.
3. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях, пути разрешения конфликта.
4. Личность в группе и коллективе. Личность руководителя и стиль руководства.
Практическая работа:
- психологический тренинг.
Задание
Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 4 (на выбор).
Темы рефератов
1. Барьеры общения и пути их преодоления.
2. Конфликтные личности и правила бесконфликтного поведения.
3. Роль руководителя в профилактике конфликтов.
4. Национальные особенности невербальных механизмов общения.
Список рекомендуемой литературы
1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2003.
2. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М., 2001.
3. Козырев Р.И. Введение в конфликтологию. – М., 2000.
4. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель... – М., 1998.
5. Психология и этика делового общения / Под ред. В.И. Лавриненко. – М., 1999.
6. Розанова В.А. Психология управления. – М., 2000.
7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – Л., 2003.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуй все стороны общения.
2. Рассмотри и опиши уровни общения.
3. Опиши основные механизмы взаимопонимания в процессе делового общения.
4. Дай определение малой группы и коллектива.
5. Чем объясняются барьеры в общении и как их преодолеть?
6. Назови стили руководства.
7. Дай определение конфликта, назови виды конфликта и его причины.
8. Охарактеризуй способы выхода из конфликта.
9. В чем суть конструктивного и деструктивного конфликтов?
10. Расскажи об основных чертах конфликтной личности.
11. Какова роль руководителя в урегулировании конфликтной ситуации?
Практическое занятие № 5
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цели занятия
1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение.
2. Ознакомление с методами воздействия на человека.
3. Приобретение умения анализировать правильность выбора и использования методов воспитания и обучения.
Вопросы для обсуждения
1. Методы воспитания.
2. Методы обучения.
3. Понятие педагогической технологии. Современные педагогические технологии.
Практическая работа:
- деловая игра «Техника аквариума».
Задание
Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 5 (на выбор).
Темы рефератов
1. Актуальные теории обучения.
2. Гуманистическая педагогика: за и против.
3. Современные средства обучения.
4. наказание как метод стимулирования.
Список рекомендуемой литературы
1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2006.
2. Психология и педагогика / Под ред. С.А. Хмелевской. – М., 2002.
3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2006.
4. Рудакова И.А. Методы обучения в педагогической теории и практике. – Ростов н/Д., 2001.
5. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М., 2004.
6. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. – М., 2001.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие признаки составляют понятие метода?
2. В чем заключается сущность традиционной классификации методов?
3. Дай определение методов воспитания и классифицируй их.
4. В чем преимущества и недостатки беседы?
5. Как и зачем применяются упражнения?
6. Дай определение методов обучения и классифицируй их.
7. В чем недостатки объяснительно-иллюстративного обучения.
8. Какими особенностями характеризуется проблемное обучение?
Практическое занятие № 6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Цели занятия
1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение.
2. Ознакомление с уровнями и типами образовательных учреждений России.
3. Изучение основных положений закона РФ «Об образовании».
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика системы образования в современной России.
2. Образовательные уровни и типы образовательных учреждений.
3. Перспективы развития российской системы образования.
Практическая работа:
- проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.
Задание
Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 6 (на выбор).
Темы рефератов
1. История образовательных реформ в России.
2. Мировые системы образования.
3. Пути реформирования российской высшей школы.
Список рекомендуемой литературы
1. Бордовская Н.В. Педагогика. – СПб., 2000.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998 (и позже).
4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2006.
Вопросы для самоконтроля
1. Дай определение образовательной системы России.
2. Назови принципы государственной политики в области образования.
3. Перечисли дошкольные образовательные учреждения и покажи их отличия.
4. Перечисли общеобразовательные учреждения и покажи их отличия.
5. Перечисли учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, покажи их отличия.
6. Охарактеризуй послевузовское образование.