Примерный перечень вопросов экзамена по курсу «Психология и педагогика» для студентов ЗФО

ПСИХОЛОГИЯ:

1.Предмет и задачи психологии. Значение психологических знаний для обучения и воспитания.

2.Структура психологии, ее место в ряду других наук. Основные отрасли психологии.

3.Методы психологического исследования (наблюдение, тесты, опрос, эксперимент, моделирование и т.д.)..

4.Возникновение психологических знаний. Развитие психологии как науки. Современные направления в психологии.

5.Психика человека: понятие, структура, функции, основные формы проявления. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

6.Сознание: понятие, структура. Сознание, бессознательное, подсознательное. Самосознание. Идентификация и рефлексия.

7.Деятельность: понятие, виды деятельности. Психика, поведение и деятельность.

8.Ощущения: определение, объективность и субъективность ощущений, основные виды ощущений. Анализаторы. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

9.Восприятие: определение, виды, свойства, нарушения восприятия.

10.Внимание: понятие, виды и функции. Развитие внимания в учебном процессе.

11.Память: понятие, основные процессы памяти, виды памяти и их особенности. Формирование и развитие памяти в педагогическом процессе.

12.Забывание и его факторы.

13.Мышление: определение мышления, функции, виды мышления и индивидуальные особенности. Операции мыслительной деятельности. Развитие мышления.

14.Воображение: определение, виды. Развитие воображения. Воображение и творчество.

15.Интеллект, его структура и правильная оценка.

16.Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность: соотношение понятий. Межличностные отношения.

17.Структура личности (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация).

18.Способности: понятие, признаки наличия у человека способностей. Классификация способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Одаренность. Талант. Гениальность.

19.Темперамент: понятие, типы, свойства. Темперамент и личность.

20.Эмоции: понятие, их значение в жизни человека. Функции эмоций. Классификация и виды эмоций. Эмоции и чувства.

21.Характер: определение, основные черты. Типы характеров. Формирование характера. Личность и характер.

22.Воля, основные признаки. Значение воли в жизни человека. Волевые качества личности.

23.Мотивы и потребности. Мотивация.

24.Общение и речь. Виды и функции речи. Роль общения в психическом развитии человека.

25.Общение: определение, содержание и структура.

26.Психология малой группы. Классификация малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

27.Понятие конфликта. Способы его предупреждения. Правила поведения в условиях конфликта. Способы управления конфликтами.

ПЕДАГОГИКА:

28.Предмет, задачи, функции педагогической науки.

29.Основные категории педагогики: «образование», «воспитание», «обучение», «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая технология», «педагогическая задача».

30.Структура педагогической науки. Отрасли педагогической науки. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

31.Методы педагогических исследований: общая характеристика, классификация.

32.Педагогическая характеристика процесса развития личности. Развитие личности и движущие силы развития личности.

33.Педагогический процесс как система: понятие, структура. Целостность педагогического процесса.

34.Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

35.Принципы сознательности и активности.

36.Принципы наглядности и прочности обучения.

37.Принципы систематичности, научности и доступности.

38.Обучение в педагогическом процессе. Психологические основы процесса обучения.

39.Функции процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

40.Мотивы учебной деятельности школьников: общая характеристика. Познавательный интерес как ведущий мотив учения.

41.Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная (дайте характеристику каждой формы).

42.Методы обучения и их классификация в современной дидактике.

43.Воспитание в педагогическом процессе. Роль воспитателя в педагогическом содействии развитию личности ребенка.

44.Методы стимулирования в педагогической работе (поощрение, соревнование, наказание).

45.Убеждение и внушение как методы коммуникативного воздействия.

46.Упражнение и приучение как методы формирования положительного опыта поведения.

47.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Особенности современной семьи.

48.Отношение родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. Типичные варианты отношений. Рациональные отношения родителей и детей.

49.Понятие «образование». Принципы государственной политики в области образования.

50.Образовательная система России: структуры системы. Управление образовательными системами.

51.Образование как общечеловеческая ценность.

52.Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

53.Непрерывное образование. Единство образования и самообразования.

54.Педагогическая деятельность. Особенности, стили педагогической деятельности.

Наши рекомендации