Примерный перечень вопросов экзамена по курсу «Психология и педагогика» для студентов ЗФО
ПСИХОЛОГИЯ:
1.Предмет и задачи психологии. Значение психологических знаний для обучения и воспитания.
2.Структура психологии, ее место в ряду других наук. Основные отрасли психологии.
3.Методы психологического исследования (наблюдение, тесты, опрос, эксперимент, моделирование и т.д.)..
4.Возникновение психологических знаний. Развитие психологии как науки. Современные направления в психологии.
5.Психика человека: понятие, структура, функции, основные формы проявления. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
6.Сознание: понятие, структура. Сознание, бессознательное, подсознательное. Самосознание. Идентификация и рефлексия.
7.Деятельность: понятие, виды деятельности. Психика, поведение и деятельность.
8.Ощущения: определение, объективность и субъективность ощущений, основные виды ощущений. Анализаторы. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.
9.Восприятие: определение, виды, свойства, нарушения восприятия.
10.Внимание: понятие, виды и функции. Развитие внимания в учебном процессе.
11.Память: понятие, основные процессы памяти, виды памяти и их особенности. Формирование и развитие памяти в педагогическом процессе.
12.Забывание и его факторы.
13.Мышление: определение мышления, функции, виды мышления и индивидуальные особенности. Операции мыслительной деятельности. Развитие мышления.
14.Воображение: определение, виды. Развитие воображения. Воображение и творчество.
15.Интеллект, его структура и правильная оценка.
16.Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность: соотношение понятий. Межличностные отношения.
17.Структура личности (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация).
18.Способности: понятие, признаки наличия у человека способностей. Классификация способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Одаренность. Талант. Гениальность.
19.Темперамент: понятие, типы, свойства. Темперамент и личность.
20.Эмоции: понятие, их значение в жизни человека. Функции эмоций. Классификация и виды эмоций. Эмоции и чувства.
21.Характер: определение, основные черты. Типы характеров. Формирование характера. Личность и характер.
22.Воля, основные признаки. Значение воли в жизни человека. Волевые качества личности.
23.Мотивы и потребности. Мотивация.
24.Общение и речь. Виды и функции речи. Роль общения в психическом развитии человека.
25.Общение: определение, содержание и структура.
26.Психология малой группы. Классификация малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
27.Понятие конфликта. Способы его предупреждения. Правила поведения в условиях конфликта. Способы управления конфликтами.
ПЕДАГОГИКА:
28.Предмет, задачи, функции педагогической науки.
29.Основные категории педагогики: «образование», «воспитание», «обучение», «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая технология», «педагогическая задача».
30.Структура педагогической науки. Отрасли педагогической науки. Взаимосвязь педагогики с другими науками.
31.Методы педагогических исследований: общая характеристика, классификация.
32.Педагогическая характеристика процесса развития личности. Развитие личности и движущие силы развития личности.
33.Педагогический процесс как система: понятие, структура. Целостность педагогического процесса.
34.Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
35.Принципы сознательности и активности.
36.Принципы наглядности и прочности обучения.
37.Принципы систематичности, научности и доступности.
38.Обучение в педагогическом процессе. Психологические основы процесса обучения.
39.Функции процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
40.Мотивы учебной деятельности школьников: общая характеристика. Познавательный интерес как ведущий мотив учения.
41.Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная (дайте характеристику каждой формы).
42.Методы обучения и их классификация в современной дидактике.
43.Воспитание в педагогическом процессе. Роль воспитателя в педагогическом содействии развитию личности ребенка.
44.Методы стимулирования в педагогической работе (поощрение, соревнование, наказание).
45.Убеждение и внушение как методы коммуникативного воздействия.
46.Упражнение и приучение как методы формирования положительного опыта поведения.
47.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Особенности современной семьи.
48.Отношение родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. Типичные варианты отношений. Рациональные отношения родителей и детей.
49.Понятие «образование». Принципы государственной политики в области образования.
50.Образовательная система России: структуры системы. Управление образовательными системами.
51.Образование как общечеловеческая ценность.
52.Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
53.Непрерывное образование. Единство образования и самообразования.
54.Педагогическая деятельность. Особенности, стили педагогической деятельности.