Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений

Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие, что .необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движе­ние.
Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движе­ний: притопы, прихлопы, помахивание платочком. Двухлетние дети с удовольствием исполняют пляски, состоящие из этих элементов. На музыкальных занятиях необходимо побуждать каждого малыша к действиям, не настаивая и не требуя. Пусть даже малыш первое время не будет участвовать в пляске, а просто будет наблюдать за детьми. Постепенно, вначале очень робко, затем смелее, он станет выполнять со всеми детьми те или иные движения, включаясь в общий ритм. Активность двига­тельной реакции при этом будет определяться и музыкальным произведением, и забавным петушком в руке воспитателя. Все это говорит о том, что музыкальный руководитель и воспита­тель должны тщательно продумать весь ход проведения на занятии музыкально-ритмических движений, особенно внесение музыкально-дидактической игры, различных игровых действий, привлекательных для малыша.
Если в раннем детстве ритмическая деятельность малышей характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнить различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, при­думать свой танец, используя знакомые плясовые движения. Всему этому детей обучают на занятиях. Творческие задания на музыкально-ритмические движения мы пытаемся сочетать с иг­ровыми моментами. Например, под знакомую пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского предложили детям придумывать свои движения. Показали различные иллюстрации с пляшущими клоунами, пет­рушками, напомнили о цирковых представлениях с участием клоуна, при этом отметили, что движения клоуна должны быть музыкальными и веселыми. Действительно, движения детей были настолько интересными, разнообразными, согласованными с рит­мическим рисунком пьесы, что мы составили вместе с детьми общую пляску клоунов. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вна­чале простой, затем более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими эле­ментами выразительности, двигаться под музыку (вначале это плясовые мелодии, затем небольшие пьесы).
Таким образом, надо активно развивать и обогащать дви­гательную реакцию детей. В этом большую помощь могут ока­зать музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др., но и передать движением неуклюжего, медленно ступаю­щего медведя, быстрого, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.
Интересные игровые творческие задания мы проводим после повторного слушания нового музыкального произведения. На­пример, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый танцевальный характер музыки. Наташа гово­рит: «Это музыка — танец, она веселая, и танцевать надо легко, весело»— и пошла по залу подскоками. Миша придумал ин­тересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже знакомый шаг польки можно было увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включаются в танец. Танцует вся группа.
В свободное от занятий время мы предложили детям задание: придумать композицию танца, при этом организовали как бы соревнование между подгруппами — кто больше и лучше приду­мает движений. Дети договаривались между собой, какие элемен­ты движений включить в общий танец. Обычно эти танцы наибо­лее любимы ребятами, и мы вводили их в сценарий утренников.
Для детей старшего возраста мы часто используем магнито­фон, проигрыватель. Красочность звучания оркестрового испол­нения знакомых произведений эмоционально воздействует на ре­бят. Инструментальная музыка вообще отличается многообра­зием средств выразительности, что и привлекает маленьких де­тей. Некоторые занятия для ребят старшей и подготовитель­ной групп мы начинаем со звучания марша в исполнении духо­вого оркестра. У детей появляется более приподнятое настроение и при этом большая четкость в выполнении движений.
Прослушивание грамзаписи русских народных мелодий знако­мит детей с другим характером исполнения известных произ­ведений. Использование грамзаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движе­ния, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкально-дидактических игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Опре­дели пляску» и др. Овладение детьми различными музыкаль­ными навыками дает возможность проводить эти игры более интересно.
Организуются эти игры чаще всего во вторую половину дня. Воспитатель лишь следит за ходом игры. И это правильно: так как, с одной стороны, он не мешает детям свободно импрови­зировать, а с другой — при необходимости может направить внимание детей на характер музыки, ее темповые изменения.
Движения плясок, хороводов, разученных на занятии, ребята включают в свои игры, используя при этом озвученные игрушки и музыкальные инструменты. Так, к пляске «Калинка» (русская народная песня) девочки придумали движения с ложками: на вторую часть музыки отстукивают ритмический рисунок мелодии, изменяя положение рук (вправо, влево, вверх, вниз), затем на первую часть музыки девочки плавным хороводным шагом обхо­дят друг друга, низко кланяясь в конце музыкальной фразы, мальчики аккомпанируют на балалайках.
Когда дети устраивают концерты для кукол, они, как пра­вило, составляя программу этого концерта, включают пляски с элементами импровизации, а некоторые песни драматизируют. Например, песню «Савка и Гришка» (белорусская народная мелодия в обработке В. Герчик) дети любят обыгрывать, но не все охотно исполняют роль деда. Воспитатель решил помочь детям. По его просьбе родители сделали для деда заборчик и скамейку, необходимые по содержанию песни, затем вместе с деть­ми раскрасили их. Драматизация песни стала проходить ин­тересно, уже никто не отказывался играть роль деда, так как все поняли, что эта роль не второстепенная: дедушка показы­вает Савке и Гришке, как играть на дудочке. Каждый, испол­няющий роль деда, старался придумать свой ритмический рисунок мелодии на дудочке. С целью развития у детей творчества вос­питатели часто предлагают обыгрывать эту песню без музы­кального сопровождения. Кто-то из ребят участвует в драма­тизации, остальные поют песню.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.

Наши рекомендации