Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация

Понятие о темпераменте и его физиологической основе. Свойства темперамента.

Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике его психических процессов: в быстроте и силе его реакций, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Темперамент - это проявление в психике человека врожденного типа нервной деятельности.

3 свойства нервной системы:

• сила

• уравновешенность

• подвижность возбудительного и тормозного процесса

Различные комбинации этих свойств образуют следующие четыре типа высшей нервной деятельности:

Холерик (экстраверт) – субъект, обладающий одним из основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью; холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

Сангвиник (экстраверт) – субъект, обладающий одним из основных типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи; стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен, эмоции преимущественно положительные.

Флегматик (интроверт) – субъект, обладающий одним из типов темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики; флегматик с трудом переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке; чувства и настроения отличаются постоянством.

Меланхолик (интроверт) – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующихся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают высокая эмоциональная сензитивность (повышенная чувствительность к происходящим событиям), глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции.

Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация.

Мышление – является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, которая позволяет отображать окружающую действительность обобщенно, опосредовано и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира.

Функции мышления:

  • Установление всеобщих связей
  • Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений
  • Обобщение свойств однородной группы явлений

Результат мышления – сформулированные понятия, суждения и умозаключения.

Суждение – отражение связей между предметами и явлениями окруж. мира (общие, единичные, частные суждения).

Умозаключение – вывод, сделанный на основе 2х или нескольких суждений.

Виды мышления:

По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.

По степени новизны и оригинальности: репродуктивное и продуктивное мышление.

По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое.

Воображение – это способность воссоздания образов прошлого, настоящего и будущего.

Функции воображения:

• Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи.

• Регулирование эмоциональных состояний.

• Произвольная регуляция познавательных процессов человека.

• Планирование и программирование деятельности.

Виды воображения:

По предмету деятельности: эмоциональное, образное, словесно-логическое.

По виду деятельности (по содержанию труда): художественное, техническое, музыкальное и др.

По способам активности: активное и пассивное.

По результатам деятельности: воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное).

Приёмы создания новых образов:

Наши рекомендации