Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Закономерности и принципы обучения
Обучение-специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, способов мышления и деятельности, а также опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. К движущим силам обучения, например, относятся противоречия, характеризующие уровень подготовленности ученика к выполнению обязательных учебных заданий (образовательных стандартов). Движущими силами процесса обучения являются также чувства и эмоции, волевые усилия и проявления ученика. Структурные компоненты процесса обучения: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоцио-нально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Ф-и процесса обучения: 1)обучающая(овладение ЗУН); 2)воспитательная(формирование взглядов, убеждений, чувств, социальных, нравственных, эстетических и иных ценностей); 3)развивающая(развитие мышления, памяти, воображения, внимания, эмоций, воли, потребностей, творческих способностей и т.д.). Общие закономерности процесса обучения:1)Закономерности цели;2) содержания; 3) качества обучения;4) методов обучения;5) управления обучением;6) стимулирования.Конкретные закономерности процесса обучения:1)Дидактические;2)Гносеологические;3)Психологические;4)Кибернетические;5)Социологические;6)Организационные. Принципы обучения: 1)Научность (Отбирать содержание образования, соответствующее уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией); 2)Принцип связи обучения с жизнью и практической деятельностью учащихся (Формировать отношения воспитанников к окружающей действительности; формировать жизненную позицию человека); 3)Принцип Гражданственности(Формировать гражданское самосознания, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости); 4)Принцип
сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся(Стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения, для чего формировать активное отношение школьников к учению; способствовать осмысленному и сознательному усвоению учащимися учебного материала); 5)Принцип наглядности (Применять в процессе обучения разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся); 6)Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности(Обеспечивать подготовку учащихся к восприятию учебного материала, изучать этот материал на предельно высоком уровне их возможностей); 7)Принцип продуктивности процесса обучения и прочности его результатов(Так организовывать процесс обучения, чтобы он обеспечивал достижение целей образования); 8) Принцип обучения в группе(Оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы процесса обучения, использовать воспитательные возможности детского коллектива в процессе обучения). Преподавание –это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений. Управляя процессом обучения, педагог проходит определенные этапы в соответствии со структурой педагогического процесса. Это этапы планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов. Учебная деятельность (учение) — целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, способов мышления, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике. Вместе с тем в учебной деятельности можно выделить элементы ценностно-ориентационной и практической деятельности. Процесс усвоения учеником системы знаний и формирования соответствующих умений и навыков является и целью, и функцией, и содержанием обучения. Это очень сложный психический процесс, включающий следующие этапы:1) восприятие учебного материала; 2) осмысление и понимание учебного материала; 3) обобщение учебного материала; 4) закрепление учебного материала; 5) применение знаний в различных ситуациях, выработка умений и навыков. В дидактике определены ПЯТЬ уровней усвоения учебного материала: рецептивный (низкий) — узнавание, общее представление об объекте изучения;.рецептивно-репродуктивный (удовлетворительный) — запоминание и воспроизведение по памяти изученного материала; репродуктивно-продуктивный (средний) — запоминание и осознанное воспроизведение изученного материала; продуктивный (достаточный) — владение учебным материалом в знакомой и частично-измененной ситуациях, наличие определенного опыта творческой деятельности; творческий (высокий) — свободное оперирование учебным материалом в знакомой и незнакомой ситуации, творческое применение знаний для решения проблем в нестандартной ситуации.