При динамической афазии
Основной задачей работы является преодоление дефектов внутреннего речевого программирования.
Преодоление дефектов внутреннего программирования осуществляется созданием для больных программ высказывания с помощью различных внешних опор (вопросов, схемы предложения, фишек), постепенного сокращения их числа и последующей интериоризацией, свертыванием этой схемы «внутрь».
Восстановлению линейного развертывания высказывания содействует использование слов, входящих в вопросы к сюжетной картинке или в вопрос к соответствующей ситуации, обсуждаемой на занятии. Другим приемом восстановления структуры высказывания является использование опорных слов, из которых больной составляет предложение.
Ввиду того что при динамической афазии нарушается в основном составление текстов, в качестве внешних опор используются серии последовательных картинок.
При динамической афазии преодолевается речевая инактивность, создаются условия для повышения речевой инициативы, для этого больному поручают устно передать кому-либо ту или иную просьбу логопеда.
При более легких формах динамической афазии даются задания пересказать текст сначала при помощи развернутого вопросника, затем при помощи ключевых вопросов к отдельным абзацам текста, затем с опорй на план. Паралельно больной обучается составлять самостоятельные планы к текстам, после чего, предварительно составив план, он пересказывает текст, не заглядывая в него.
При грубой динамической афазии понимание ситуативной речи восстанавливается путем обсуждения различных событий дня.
По мере воспитания внимания больного к речи окружающих восстанавливается и ее понимание, уменьшаются трудности переключения акустического восприятия с одной темы беседы на.
Паралельно с восстановлением экспрессивной, устной речи ведется работа по восстановлению пропущенных в текстах предлогов, глаголов, наречий; письменно составляются предложения по опорным словам, ответы на вопросы к текстам, пишутся сочинения по сериям картинок, заявления, письма знакомым и т. д.
Нарушение связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Уровни сформированности связной монологической речи.
Дети с системным недоразвитием речи испытывают значительные затруднения в овладении основными учебными видами связной монологической речи: пересказом, составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным их расположением в последовательности сюжета, составлением рассказа на заданный материал и самостоятельным узнаванием текстового сообщения.
Итоги выполнений заданий всех серий позволяют в качестве основных причин несформированности умений и навыков связной речи выделить нарушение двух видов операций механизма речепроизводства: операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения, и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление.
Нарушение операций первого вида прослеживается в несформированности умения:
- передавать смысловую программу заданного текста
- выделять большую программу целого текста
- устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событиях
- находить и развивать замысел ( тему сообщения)
- полностью воспринимать речевое сообщение и выделять его главную мысль
-опознавать связные высказывания
Несформированность этих операций ведет к нарушению смысловой цельности речевых высказываний.
Нарушение операций второго вида прослеживается в несформ ированности:
- лексико-синтаксического оформления предложений
- выбора слов, преимущественно глагольной лексики
- выбора средств межфразовой связи
- чередования коммуникативно сильных и коммуникативно слыбых предложений в рассказе
Несформированность этих операций приводит к нарушению связности речевого сообщения.
Выделяют следующие уровни сформированности связной речи.
1.Уровень частичного умения репродуцировать полную программу сообщения. Дети с этим уровнем развития речи могут полно воспроизвести только часть текста, как правило, это первый или последний отрывок текста.
2. Уровень относительного умения воспроизводить полную программу сообщения. Дети относительно полно воспроизводят элементы смысловой программы, в них представлены все смысловые вехи, составляющие большую программу текста, что обеспечивает относительную цельность сообщения. Хотя в количественном отношении объем воспроизводимых смысловых звеньев практически не отличается от объема их продукции в ответах предыдущего уровня. Тем не менее в качественном отношении пересказы этого уровня выше.
3. Уровень достаточного умения репродуцировать полную программу сообщения. Дети с этим уровнем развития связной речи достаточно полно воспроизводят программу, допускают лишь небольшие смысловые пробелы, не разрушающие общей цельности рассказа.