Самореализация личности
Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие факторы: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессиональные и жизненные планы, способности и их проявление, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по избираемой профессии, ее материальную и социальную значимость.
Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) соответствуют одному из пяти типов профессий: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ. Экономические специальности, например, по данной классификации относятся к типу «человек - знаковая система». А чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны особые способности мысленно погружаться в мир условных обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
Существуют и другие теории профессионального самоопределения. Например, в теории американского психолога Дж. Холланда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформирован к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или конвенциональный тип. Для наглядности более подробно рассмотрим два последних типа личности:
• Предпринимательский тип — рискованный, энергичный, властный, амбициозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом. В профессиональном выборе — все виды предпринимательства.
• Конвенциональный тип — конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе — банковская служба, статистика, программирование, экономика.
После выбора профессии человек определяется со способом получения соответствующей специальности, места работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становлением и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности — это стабильность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных условиях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образованием, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятельной, независимой, компетентной и конкурентоспособной личностью. Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:
^ овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;
^ профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.
^ осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.
На сегодняшний день существует несколько периодизаций профессиональный самореализации личности. Например, весь профессиональный путь человека психолог Сью-пер (США) разделяет на пять этапов:
• Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробуют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.
• Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девушки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты профессиональной карьеры, подбирают подходящую профессию и начинает ее осваивать.
• Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной деятельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вершины профессионализма.
• Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они достигли ранее, продолжают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.
• Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям личности.
Приемами самопобужде-ния являются самокритика, самоприказ, самообязательство, самопринуждение. Выбор приемов самопобуждения, включения их в практику самосовершенствования предполагает также упражнения, то есть многократное повторение тех состояний, действий и ситуаций, которые закрепляются как качества конкурентоспособной личности. Более подробно о путях и методах самовоспитания уже говорилось ранее (Тема 5).
Для составления программы самовоспитания желаемых качеств конкурентоспособной личности в области, например, управленческой деятельности можно использовать те, которые выделили М. ВудкЪкк и Д. Фрэнсис в книге «Раскрепощенный менеджер»:
• способность управлять собой, поддерживать свое физическое и психическое здоровье, эффективно использовать время работы и отдыха;
• наличие четких личных целей и разумных представлений о том, что является важным и ценным в жизни;
• умение находить выход и принимать решения в самых сложных, критических ситуациях;
• способность к инновациям, конструктивному мышлению, созданию оригинальных проектов;
• знание современных управленческих подходов;
• стремление к самосовершенствованию, реализации своих возможностей;
• умение обучать подчиненных, формировать эффективные рабочие команды;
• умение влиять на окружающих, используя в том числе и собственный имидж.
Имидж делового, конкурентоспособного человека — это специально создаваемый образ человека привлекательного, где основными факторами являются одежда и внешность, манеры поведения, умение вести разговор и слушать, давать четкие указания и т.д. Структура имиджа преуспевающего человека имеет три составляющих:
• внешняя — манеры, походка, голос, речь, жесты, мимика, одежды, прическа;
• внутренняя — интеллект, способ мышления, память, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция;
• процессуальная — формы общения, энергичность, профессионализм, темперамент, пластичность, выразительность.
Создание и поддержание своего имиджа, без которого невозможен крупный успех в любой сфере деятельности, - это также процесс и результат самовоспитания.