Характеристика познавательных процессов
Познавательные процессы | Определение | Свойства | Виды | Методы и приемы развития | |
Внимание | Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности | 1. Избирательность, 2. Объем, 3. Распределение, 4. Концентрация, 5. Устойчивость, 6. Переключаемость | 1. Непроизвольное, 2. Произвольное, 3. Постпроизвольное | ь Соревновательные моменты, ь Нетрадиционный вопрос, ь Контроль и оценка самих учащихся, ь Комментированное управление | |
Память | Организация и сохранение прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания | 1. Объем запоминания, 2. Точность, 3. Длительность хранения, 4. Скорость запоминания | 1. Кратковременная и долговременная, 2. Словесно-логическая, образная, 3. Произвольная, непроизвольная, 4. Механическая, смысловая | ь Группировка, ьПлан, ь Классификация, ь Структурирование, ь Схематизация, ь Аналогия, ь Перекодирование, ь Ассоциация, ь Повторение, ь Метод локальной привязки | |
Мышление | Обобщенный и опосредованный процесс отражения окружающей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях | 1. Дополнительность - симметричность, 2. Сознательность- интуитивность, 3. Масштабность - узость, 4. Целенаправленность - бесцельность, 5. Оптимальность - закономерность, 6. Критичность - априорность, 7. Системность - стихийность | 1. Образное, логическое, практическое, 2. Эмпирическое, теоретическое, разумное, диалектическое 3. Репродуктивное и творческое | ь Развивающие методы образования, нацеленные на гармонию идейно- понятийного, рефлексирующего мышления, ь Ориентир на самопознание, самообразование. | |
Речь | Совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков | 1. Скорость, 2. Разнообразие, 3. Грамотность, 4. Точность | 1. Устная, 2. Письменная, 3. Вербальная (словесная), 4. Невербальная (мимика, жесты, знаки). | ь Чтение вслух, ь Разыгрывание речевых ситуаций, ь Овладение произвольной регуляции речевой деятельности, ь Повторение, ь Комментирование и др. | |
Восприятие | Целостное отражение предметов, явлений, в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях | 1. Объем, 2. Быстрота, 3. Точность, 4. Полнота, 5. Надежность | 1. Зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное 2. Восприятие времени, движения, пространства | Сочетание вербально- логического материала с образным, текстового изложения с графическим представлением, зрительного восприятия с практическими действиями. | |
Воображение | Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений | 1. Целостность, 2. Предметность, 3. Осмысленность, 4. обобщенность, 5. Константность 6. Избирательность | 1. Визуальные и абстрактно-логические, 2. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, 3. Статические, кинетические, преобразующие | ь Заострение, ь Схематизация, ь Типизация | |
Дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.
Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:
1) внимание;
2) память;
3) мышление;
4) речь;
5) восприятие;
6) воображение.
Предлагаемая программа, включающая в себя систему психодиагностических методик, имеет своей целью - комплексную оценку уровня психологического развития младших школьников (сферу познавательных процессов).
Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, должна решать следующие задачи:
1. Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребёнка;
2. Выявить имеющиеся у него задатки и способности;
3. Выработка рекомендаций.
Результаты, полученные в ходе проведения предлагаемых методик, в виде практических рекомендаций будут представлять собой весьма ценную информацию для педагога дополнительного образования, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных способностеймладших школьников и применить на занятиях в учреждении дополнительного образования на основе этих представлений соответствующие игры.
Основная суть измерительного подхода познавательных процессов младших школьников - в процедуре и содержании тестовых задач.