Характеристика познавательных процессов

 
Познавательные процессы Определение Свойства Виды Методы и приемы развития  
Внимание Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности 1. Избирательность, 2. Объем, 3. Распределение, 4. Концентрация, 5. Устойчивость, 6. Переключаемость 1. Непроизвольное, 2. Произвольное, 3. Постпроизвольное ь Соревновательные моменты, ь Нетрадиционный вопрос, ь Контроль и оценка самих учащихся, ь Комментированное управление  
Память Организация и сохранение прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания 1. Объем запоминания, 2. Точность, 3. Длительность хранения, 4. Скорость запоминания 1. Кратковременная и долговременная, 2. Словесно-логическая, образная, 3. Произвольная, непроизвольная, 4. Механическая, смысловая ь Группировка, ьПлан, ь Классификация, ь Структурирование, ь Схематизация, ь Аналогия, ь Перекодирование, ь Ассоциация, ь Повторение, ь Метод локальной привязки  
Мышление Обобщенный и опосредованный процесс отражения окружающей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях 1. Дополнительность - симметричность, 2. Сознательность- интуитивность, 3. Масштабность - узость, 4. Целенаправленность - бесцельность, 5. Оптимальность - закономерность, 6. Критичность - априорность, 7. Системность - стихийность 1. Образное, логическое, практическое, 2. Эмпирическое, теоретическое, разумное, диалектическое 3. Репродуктивное и творческое ь Развивающие методы образования, нацеленные на гармонию идейно- понятийного, рефлексирующего мышления, ь Ориентир на самопознание, самообразование.  
Речь Совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков 1. Скорость, 2. Разнообразие, 3. Грамотность, 4. Точность 1. Устная, 2. Письменная, 3. Вербальная (словесная), 4. Невербальная (мимика, жесты, знаки). ь Чтение вслух, ь Разыгрывание речевых ситуаций, ь Овладение произвольной регуляции речевой деятельности, ь Повторение, ь Комментирование и др.  
Восприятие Целостное отражение предметов, явлений, в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях 1. Объем, 2. Быстрота, 3. Точность, 4. Полнота, 5. Надежность 1. Зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное 2. Восприятие времени, движения, пространства Сочетание вербально- логического материала с образным, текстового изложения с графическим представлением, зрительного восприятия с практическими действиями.  
Воображение Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений 1. Целостность, 2. Предметность, 3. Осмысленность, 4. обобщенность, 5. Константность 6. Избирательность 1. Визуальные и абстрактно-логические, 2. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, 3. Статические, кинетические, преобразующие ь Заострение, ь Схематизация, ь Типизация  
           

Дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

1) внимание;

2) память;

3) мышление;

4) речь;

5) восприятие;

6) воображение.

Предлагаемая программа, включающая в себя систему психодиагностических методик, имеет своей целью - комплексную оценку уровня психологического развития младших школьников (сферу познавательных процессов).

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, должна решать следующие задачи:

1. Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребёнка;

2. Выявить имеющиеся у него задатки и способности;

3. Выработка рекомендаций.

Результаты, полученные в ходе проведения предлагаемых методик, в виде практических рекомендаций будут представлять собой весьма ценную информацию для педагога дополнительного образования, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных способностеймладших школьников и применить на занятиях в учреждении дополнительного образования на основе этих представлений соответствующие игры.

Основная суть измерительного подхода познавательных процессов младших школьников - в процедуре и содержании тестовых задач.

Наши рекомендации