Имитационная модель – прототип модели, она задаёт предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе

Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.

Комплект ролей и функций игроков должен отражать профессиональные и социально-личностные отношения. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли. Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачнее будет комплект ролей.

Правила игры отражают характеристики процессов, существующих в прототипах моделей моделируемой реальности.

Эвристические методы обучения.Эвристика (от греч. «обнаруживаю, отыскиваю, открываю») – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления.

Учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой целенаправленно развиваются способности:

§ понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности, творчески копировать их и обучаться на своём опыте;

§ систематизировать учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных действий;

§ адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть её результаты;

§ планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;

§ формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических операций и стратегий.

Эвристическая деятельность осуществляется на основе эвристических правил, эвристических операций и стратегий, основанных на правдоподобных рассуждениях.

Эвристические правила представляют собой своего рода рекомендации к выбору возможного действия в условиях альтернативного поиска.

Эвристические операции представляют собой мыслительные операции, результатом которых станут эвристические знания (аналогия, обобщения, синтез, анализ и др.). Вся эвристическая деятельность по нахождению решения заключается эвристической стратегией. Рассматриваемые элементы эвристической деятельности являются инструментом при решении учебно-познавательных задач. Для более сложных учебных задач разработаны системные методы поиска, решения задач и активной мыслительной деятельности.

Метод мозгового штурма относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы.

Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма», а именно:

§ условие задачи формируется перед «штурмом» в общих чертах;

§ группа «генераторов идей» за отведённое время (20-40 минут) выдвигает максимальное количество гипотез, выдвигаются любые гипотезы: фантастические, ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно.

§ группа «экспертов» выносит суждение о ценности выдвигаемых гипотез, оцениваются несерьёзные, нереальные гипотезы;

§ для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» рекомендуется использовать некоторые приёмы: инверсия (сделать наоборот), аналогия (сделать так, как сделано в другом решении), эмпатия, фантазия;

§ гипотезы оцениваются по 10-балльной системе, и выводится средний балл.

Д) Памятка по подготовке и проведению семинарских и практических занятий в вузе

Для проведения семинарского занятия педагог должен учитывать следующие требования:

• выделение проблемных, ключевых вопросов для вынесения их на обсуждение в ходе семинарского занятия;

• системную организацию тематики семинарских занятий, определе­ние их взаимосвязи и взаимодействия, места каждого из них в си­стеме данного курса;

• определение круга научных работ, затрагивающих данную про­блему; необходимость подготовки сообщений о различных точках зрения на проблему;

• опору на внутри- и межпредметную координацию в процессе усвоения материала;

• организацию дискуссии по вопросам, вынесенным на семинарское занятие:

. прояснение позиции основного докладчика и его оппонентов; • активизацию внимания аудитории путем расширенной постанов­ки проблемы;

• введение в семинарское занятие элементов творчества и игры;

• тесную взаимосвязь обсуждения теоретических положений и эле­ментов практического анализа представленных фактов;

• организацию повторения и обобщения по каждому вопросу семи­нарского занятия;

• подведение итогов в рамках темы семинарского занятия;

• предварительную информацию о связи данного семинарского за­нятия с последующими и о его месте в целостной системе данного курса;

• организацию подготовки сообщений, которые будут заслушаны на последующих занятиях.

Выполнение практических занятий является важным связующим зве­ном между теоретическим освоением данной науки и применением ее по­ложений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности студентов, более активному овладению учебным материалом, служат важной предпосылкой формирования профессиональных качеств буду­щих специалистов.

Е) Рекомендации по проведению семинарских занятий:

- На семинарские занятия необходимо выносить узловые темы кур­са, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки специалистов.

- Необходимо проводить разные виды семинара: традиционный се­минар, семинар-дискуссию, семинар-исследование.

- На семинарах и практических занятиях рекомендуется осущест­влять сотрудничество и взаимопомощь.

- Каждому студенту надо дать возможность равноправного и ак­тивного участия в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценках правильности и обоснованности.

- Целесообразно использование на семинаре элементов «мозгового штурма» и деловой игры. Иногда можно назначать на роль ведущего се­минара студентов.

После посещения семинарского или практического занятия необхо­димо проводить их анализ.

При проведении анализа следует затронуть следующие вопросы:

1. Формулирование вопросов, уточнение основных положений до­клада студента.

2. Фиксирование противоречия в рассуждениях.

3. Инициативность студентов.

4. Умение создавать обстановку уверенности студентов.

5. Формирование мысли на профессиональном языке.

6. Владение устной речью.

7. Умение слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор.

Умение быть индивидуально и взаимоответственным, требова­тельным к себе, самоорганизованным, дисциплинированным

Е) Требования к проведению практических занятий:

- Практические занятия должны следовать за лекциями с необходи­мым интервалом, дающим возможность подготовиться к ним.

- Они должны предусматривать включение заданий, обеспечи­вающих связь теории с реальной практикой, показ значимости теории для решения профессионально важных задач.

- На практических занятиях обязательно включение заданий, нося­щих проблемный характер, требующих поиска не только способов реше­ния, но и источника получения недостающей информации.

Продуктивность семинарских и лабораторно-практических занятий во многом зависит от творческой активности студентов и правильной организации их деятельности.

При подготовке к семинарским занятиям целесообразно соблюдать последовательность в работе:

1.Изучение рекомендуемой литературы.

2.Анализ собственного педагогического опыта, соответствующих психолого-педагогических наблюдений.

3.Сопоставление личного опыта с теоретическими сведениями, ме­тодическими рекомендациями, полученными в результате изучения ука­занной литературы.

4.Теоретические и практические выводы по каждому вопросу плана семинарского занятия, определение перспектив совершенствования свой педагогической деятельности.

Наши рекомендации