IV. Верно или неверно?
1. Принцип природосообразности утверждает, что суще
ствуют природные способности у людей.
2. Куда не влекут способности, туда ученика не толкай.
Бороться с натурой — напрасное дело.
4. Душу можно легко подправить, но вряд ли можно ее це
ликом изменить.
5. Педагогическая теория должна быть перестроена в со
ответствии с научными знаниями о природе человека.
V. Опирается ли на принцип природосообразности гума
нистическая педагогика?
1-Да. 2. Нет.
Частично.
Требует концентрации.
В общих чертах.
VI. Гуманистическая педагогика:
Стремится изменить воспитанника.
Исходит из приоритетности знаний педагога.
3. Не стремится к изменению ныне существующей целе
вой установки школы.
Принимает воспитанника таким, каким он есть.
5. Не требует от учителя переориентации внутренних ус
тановок.
Инновационные учебные заведения V
Название инновационных получили учебные заведения, на-ч.шшие внедрять нововведения или их элементы. Свою приме рженность к инновационному процессу задекларировали ру-мшодители почти всех учебных заведений страны. Предстоит мынснить обоснованность этих притязаний, рассмотрев по существу содержание и направленность инновационных преобра-ншаний.
Для формирования критерия инновационности учебного за-псдения вспомним, что
• нововведения могут не только улучшать течение и резуль
таты учебно-воспитательного процесса, но и ухудшать их;
• объявить об инновации совсем не означает получить по-
пожительный эффект;
• инновации осуществляются не ради инноваций, а для
улучшения эффективности обучения и воспитания;
• ПС нельзя одновременно улучшать по нескольким пара
метрам. А если нововведения улучшают один аспект, одновре
менно ухудшая другой, — нужны ли они?
• только инновации по существу, а не по названию или
форме благоприятствуют улучшению условий учебного и педа
гогического труда.
Из этих ограничений, а также из рассмотренных выше существенных признаков нововведений формируется вполне определенный критерий инновационности учебных заведений. Учебное заведение является инновационным, если:
Назначение |
Принципы Идеологически трансформирован- I Научные, объективные ные Характер Воспроизводящий, нетворческий | Творческий, продуктивный Цель Усвоение предметно-дисципли- | Развитие личности. Предупреж- |
Содержание |
1) учебно-воспитательный процесс основывается на прин
ципе природосообразности и подчиненных ему принципах
классической педагогики;
2) педагогическая система эволюционирует в гуманистичес
ком направлении;
3) организация учебно-воспитательного процесса не ведет к
перегрузкам школьников и педагогов;
4) повышенные результаты учебно-воспитательного процес
са достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а
за счет использования нераскрытых и незадействованных воз
можностей системы;
5) продуктивность учебно-воспитательного процесса не яв
ляется прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и
медиасистем.
Смысл требований данного критерия в том, чтобы обеспечить возможность сравнения школ с различными возможностями: базой, составом педагогов и обучаемых, оборудованием, финансированием и т. д. Если не использовать этот подход, то элитная гимназия всегда автоматически оказывается в ряду инновационных, а школа из сельской глубинки зачисляется в разряд отстающих, хотя в первой прирост продуктивности идет за счет селекции педагогов и обучаемых, а во второй — внутренних резервов, т. е. действительных инноваций.
Сопоставим инновационные и неинновационные учебные заведения, опираясь на созданный критерий. Для контрастности подчеркнем крайние проявления.
Передача знаний, попутное воспитание, ознакомление с существующей культурой, освоение социального опыта. Идеология, политика, государство определяют цели и статус учебного заведения
Преимущественно государственно ориентированные
нарных знаний
Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями
Вид
Содействие самореализации и самоутверждению личности, формирование более совершенных межличностных и общественных отношений. Моделирование перспективных жизненных линий. Гуманизация отношений. Цели и статус определяются личностными требованиями
Личностно и общественно ориентированные
дение тупиков развития
Ценности (отношения, убеждения, мотивы деятельности). Интегрированные курсы
Преобладание индивидуально-дифференцированных форм, творческого подхода |
Неинновационные
Учебные заведения
Инновационные
Учебный процесс
Преобладание фронтальных форм и репродуктивных знаний, действия по образцу
Определение |
Устаревшая, трудоемкая, ная и малоэффективная |
Учебные заведения годами и десятилетиями не практикующие нововведений, кроме тех, что насаждаются административной властью вышестоящих просвещенческих органов управления. Функционируют преимущественно по инерции. Безликие. Единообразные
Учебные заведения, внедряющие нововведения по собственной инициативе для удовлетворения растущих потребностей учащихся и учителей, преимущественно за счет внутренних резервов, с учетом новых идей и достижений педагогики. Имеющие собственное лицо
Технология
медлен- |
Новая, ориентированная на облегчение ученического и педагогического труда
Управление
Учащийся — объект управления
Учащийся — субъект деятельности. Объект управления — целостная педагогическая ситуация Поддержка личной инициативы обучаемых
Стиль
Авторитарно-репрессивный |
| Демократический, поощряющий
Организация
Традиционная, тяготеющая к администрированию и подавлению |
Основанная на знании и учете закономерностей жизни растущей и развивающейся личности
Учащийся
Объект воздействия. Цели деятель- I Источник собственного разви-
ности задаются учителями | тия. Субъект деятельности
Учитель
Друг детей. Гуманист. Открытый для учащихся. Ориентированный на сотрудничество. Фацилитатор |
Служащий. Транслятор знаний. Организатор учебного процесса. Главная функция информационно-контролирующая. Закрытый для учащихся
Контроль
Внешний, операционный |
| Внутренний, целостный
Последствия
Отчуждение от учебных ценностей, школы, учителей. Враждебность, соперничество |
Любовь к школе, желание учиться, сотрудничать, развиваться. Сплоченность, взаимопонимание, уверенность
Результаты
Безынициативная, «нафаршированная» отрывками знаний, малоактивная, малоприспособленная к жизни личность |
Активная, инициативная, развитая, раскрепощенная, доверяющая себе, уверенная в собственной правоте, жизнеспособная личность
Несмотря на неполноту сравнения, можно увидеть основные отличия инновационных учебных заведений от неинновационных, но еще важнее понять, что нововведения, изменения, замена старого новым на нынешнем этапе развития школы и педагогики являются призывом к совершенствованию педагогической системы, приближению ее возможностей ко всевозрастающим запросам личности и общества.